Дошкольники и гаджеты: как найти компромисс?

Дорогие читатели! Мы открываем новую рубрику «Спроси психолога». Ваших вопросов ждет высококлассный специалист и замечательная мама Юлия Коробкова. А наша сегодняшняя беседа посвящена очень актуальной на сегодняшней день проблеме: дети и гаджеты.

От интернета, планшетов, телефонов и компьютеров в наше время не спрячешься. Да и не нужно! Они уже стали важной частью современного мира. Но дело в том, что компьютерные технологии рассчитаны исключительно на взрослый мозг. У ребенка же мозг только формируется, и поэтому не в силах одновременно познавать два мира — реальный и виртуальный. Вот почему в общении с гаджетами важно дождаться нужного момента.
Поговорим об особенностях «общения» 3-6-летних детей с электронными носителями.
До 3 лет малышу необходимо познавать мир на ощупь, на вкус: трогать, нюхать, ощупывать, пробовать — то есть активно стимулировать все пять органов чувств.
До 6 лет – осваивать разнообразные действия и манипуляции с предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать мозаику… Мелкая моторика активизирует связи между различными зонами мозга.
Не бойтесь, что малыш «переиграет»! Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. За играми ребенок может проводить очень много времени: так он осваивает социальные роли, изучает причинно-следственные связи, у него лучше развиваются творческие способности. В игре ребенок выражает себя – это значит, закладываются самостоятельность, жизнеспособность и формируется ощущение своего Я.
После 6 лет худшие враги для ребенка – постоянная скука и ничегонеделание. Поэтому необходимо удостовериться в том, что он умеет играть и занимать себя при выключенном экране. Так или иначе, но с определенного возраста родители начинают показывать детям мультики, сказки, развивающие видео. Кто-то раньше, кто-то позже. Психологи и педагоги считают, что показывать мультики следует не раньше 3 лет, когда дети уже способны понимать несложный сюжет, ассоциировать себя с героем, примеряя его поступки на себя.
Бесконтрольный просмотр передач, мультфильмов:
• негативно сказывается на развитии нейронов головного мозга,
• снижает способность к концентрации внимания, может провоцировать гиперактивность,
• нарушает засыпание и сон,
• способствует набору веса, т.к. дети меньше двигаются,
• меняет детское мировосприятие.

Что влечет детей к экранам?

•Обилие впечатлений простым способом
•Получение внимания

Особая опасность состоит в том, что малыши очень легко привязываются к электронным носителям. В первую очередь, это сказывается на отношениях в семье: дети становятся менее послушными, родителям сложнее влиять на них, ослабевает связь между взрослыми и детьми.
Распространенная ошибка: чтобы призвать детей к дисциплине или добиться от них желаемого поведения, родители манипулируют временем с девайсами. Тогда ребенок действительно слушается родителей — но не потому, что хочет быть для них хорошим, а из опасения лишиться «электронного» удовольствия. А это еще больше отдаляет детей от родителей, разрушает контакт между ними. Если у вас нет времени на игры, запомните небольшой лайфхак! Вы начинаете играть вместе с сыном или дочкой, а потом незаметно уходите. Важно поймать этот момент: в игре не брать инициативу в свои руки, а стимулировать фантазию ребенка, создать ему условия для игры.
Еще одна проблема состоит в том, что цифровые устройства стимулируют у ребенка потребительское отношение к жизни. Детская любознательность и возможность самому догадаться о чем-либо подменяется быстрым доступом к информации, которая опережает собственные открытия. Вот поэтому понятие скуки у современных детей и детей прошлого поколения отличаются: раньше придумывали, во что и как им поиграть, теперь же стремятся найти более легкий способ справиться со скукой – включить девайс.

Как уберечь ребенка от негативного влияния электронных носителей:
Постарайтесь соблюдать эти важные рекомендации:

— Никакого общения с девайсами для детей до года и не более 1 часа в день до окончания подросткового возраста. Категорически не допускается телевизор в комнате ребенка!

— Не включайте девайс до ухода в садик или школу – дети перевозбуждаются от раннего просмотра и умственно «раскисают» на все утро.

— Следите за тем, что смотрит ребенок. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом.

— Показывайте личный пример – родители, которые сами много времени проводят за компьютером, вряд ли сумеют отучить от него ребенка. А сделать это необходимо именно в младшем возрасте – не только из-за вредного воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано.

— Ставьте границы! Не торгуйтесь, говорите свое однозначное «нет», если ребенок начинает манипулировать, выпрашивать поиграть еще.

— Мало пользы от просмотра даже самых лучших мультфильмов и развивающих передач, если ребенок смотрит их в одиночестве. Старайтесь до 7 лет не оставлять ребенка один на один с девайсами. Смотрите вместе, обсуждайте (наблюдайте, что особенно взволновало ребенка и говорите с ним об этом). Слушая нас, дети учатся выражать свои ощущения. Отвечайте на детские вопросы и спрашивайте сами. Это способствует пониманию увиденного и укрепляет доверие между родителями и детьми. Можно проигрывать сюжеты, рисовать, лепить, делать аппликации.

 

Рекомендую почитать:

•Дебора Макнамара «Покой. Игра. Развитие»
•Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
•Сборник «Сделать счастливыми наших детей. Дошкольники 3-6 лет»