ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ХОЛМОГОР В МОСКВУ
Карта, компас, хлеб, луковица, картофелина, гребешок, паспорт, ручка, учебник русского языка, арифметика … Какие из этих предметов (или их аналогов) мог взять с собой в дорогу в Москву юный Ломоносов? Так начался познавательный час «М.В. Ломоносов. Человек-университет»…
На вопрос, кто такой Ломоносов, многие дети уверенно ответили: «Учёный».
А какой учёный? Физик? Химик? Геолог? Оказывается, что и то, и другое, и третье (а также и пятое, и десятое) – верно! Потому что учёным Ломоносов был разносторонним, интересовался многими науками и преуспел в них, сделав немало открытий.
Особенно интересно было юным читателям узнать о детстве Ломоносова: как он учился, как плавал зуйком на отцовской «Чайке»… Кстати, а кто такой зуёк?
Ломоносов был не только учёным, но и незаурядным поэтом. Ребята прочитали юношеское стихотворение Ломоносова «Услышали мухи медовые духи…», разобрались в трех «штилях» русского языка.
Злато, очи, кочерга, слава, отверзать, лапти, заря, почитание, пахать, древо, песнь, бродить, пичужка, простофиля – к какому стилю относятся эти слова – к низкому, среднему, или высокому? Юные исследователи выполнили задание, и каждое слово нашло своё место в шкатулочке!
Вместе с юным Михаилом Ломоносовым ребята совершили путешествие из Холмогор в Москву, затем в Германию и опять в Россию. Познакомились с открытиями, которые совершил Ломоносов, узнали, что за человек был Михаил Васильевич и сколько он всего совершил для российской науки.
Н.М. Хапугина, зав. отделом научно-познавательной литературы