Программа включает подпрограммы по следующим направлениям:
- проблемно-ценностное общение,
- познавательная деятельность,
- досугово – развлекательная деятельность.
Целевая первичная группа (для кого создается) 7-16 лет.
Целевая группа (кто вовлекается в участие): учителя, библиотекари, родители
Срок реализации – 5 лет.
Актуальность:
Новый век начался с привлечением внимания к чтению и письму, составляющих в их единстве понятие грамотность. Грамотность, то есть чтение и письмо, по мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на качество жизни продолжительность жизни человека.
Чтение и письмо являются измеряемыми показателями качества образования.
Чтение и письмо позволяют людям вступать в смысловую коммуникацию с другими людьми, с ними не встречаясь, извлекать и передавать смыслы текстов, овладевать культурой предшествующих поколений и передавать ее следующему поколению, познавать и следовать прошлый опыт, идеи, знания, развивать мышление и память, контролировать информационные потоки.
Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение.
Читательская компетентность формируется семьей, дошкольными, общеобразовательными и высшими учебными заведениями и организациями культуры. Чтение входит в состав универсальных учебных действий и способствует социальному, личностному, познавательному и коммуникативному развитию личности ребенка.
Государственная поддержка развития детских библиотек как центров приобщения детей к чтению, развитие литературы для детей изложена в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Одной из задач детских библиотек – приобщение ребенка к чтению, его развитие как читателя.
Данная программа осуществляет информационную поддержку учебно-воспитательного процесса и сопровождает внеучебную деятельность школьников, спососбтвует формированию универсальных учебных действий.
Программа включает три направления:
- проблемно-ценностное общение,
- познавательную деятельность,
- досугово – развлекательную деятельность.
Для образного восприятия и понимания, перечисленные направления описаны как содержательные каналы трансляции. В плане каналов представлены название передач, форма проведения, ведущие (модераторы, тьюторы), время (продолжительность), возрастная аудитория.
Канал «Культурологический» ориентирован на проблемно-ценностное общение и базируется на работе одной или нескольких книг, объединенных темой или проблемой.
Канал «Познавательный» охватывает познавательную деятельность и базируется на работе с научно-познавательной информацией, представленной на различных носителях.
Канал «Досуговый» предлагает досугово – развлекательную деятельность, в которой проводятся праздники, экскурсии, гастроли, выступления на областных мероприятиях.
Канал «Для взрослых» предоставляет учителям, библиотекарям, родителям возможность знакомства с современной детской литературой, вовлекает в совместное участие с детьми на библиотечных встречах, информирует о новых книгах и публикациях о проблемах детства.
Программа носит мобильный характер, то есть обновления репертуара каналов происходит в течение года.
Цели:
Сопровождение средствами детской литературы
- развития личности ребенка,
- формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,
- воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина России,
- приобщения ребенка чтению и взращиванию компетентного читателя.
Задачи:
- организовать взаимодействие между детской библиотекой и общеобразовательными учреждениями,
- создать систему информирования о возможностях и деятельности детской библиотеки,
- разработать методические, дидактические, информационные материалы на основе детской литературы разнообразной тематики,
- проводить систематические встречи с юными читателями,
- предоставить площадку на сайте библиотеки, в ее помещении для демонстрации творческих и исследовательских детских работ,
- транслировать опыт работы в печатных и электронных средствах массовой информации.
Принципы:
Программа основывается на принципах:
- природосообразности (согласованность с общими законами развития природы и человека, воспитание сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самого себя),
- культуроссобразности (общечеловеческие ценности культуры, ценностями и нормами национальных культур, традициями регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям),
- коллективности (общение детско-взрослых коллективах),
- диалогичности (обмен ценностями и их продуцирование),
- патриотической направленности (идентификация с Россией, российской культурой, народами России),
- проектности (выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развернутое в логике замысел-реализация-рефлексия).
Формы и режимы занятий:
Занятия проводятся в технологии модерации с использованием методов:
- активного общения,
- проектного,
- кейс-стадий,
- коуч-тренингов.
Формат общения:
- групповой,
- массовый.
Виды деятельности:
Уровень результатов |
||
Приобретение |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение опыта самостоятельного общественного действия |
Канал «Культурологический» |
||
Беседа, лекция, просмотр фильмов, обзоры | Тренинговые занятия, дебаты, диспуты | Дискуссии в участием внешних экспертов |
Канал «Познавательный» |
||
Беседа, лекция-визуализация, слайд-лекция |
Интеллектуальные игры, викторины, Неделя детской книги в школе |
Проекты, акции, конференции, марафоны, Неделя детской книги в области, Общество активных читателей [1] |
Канал «Досуговый» |
||
Экскурсия в библиотеку | Выставки творческих работ, праздники, концерты, фестивали | Участие с творческими номерами (гастроли) в региональных библиотечных событиях. |
Канал «Для взрослых» |
||
Обзоры, лекции, рекомендации | Совместное участие в детских активностях. | Экспертная оценка. |
Продолжительность занятия в зависимости от темы от 45 до 90 минут.
Количество детей не более 30 на занятии и не более 50 на празднике.
Ожидаемые результаты
Уровень результатов |
||
Приобретение |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение опыта самостоятельного общественного действия |
Приобретение детьми знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп, о российских традициях, о различных международных, экологических движениях, о современных СМИ, пропаганде, о мировоззрении и образе жизни, о правилах конструктивной групповой работы, об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о логике и правилах проведения научного исследования, об информационной безопасности и правилах поведения в интернет-пространстве, о рациональных приемах с книгой и информацией. | Развитие ценностных отношений ребенка к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру, к книге, чтению. | Дети могут приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников истории и культуры, опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения, опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт волонтерской деятельности, опыт заботы о малышах и организации их досуга, опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений, опыт самоорганизации, самообслуживания, организации совместной деятельности с другими детьми, опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. |
1. Увеличение читательской грамотности на 5%.
2. Повышение охвата детской и молодежной аудитории на 15%.
3. Расширение вовлечения социума в работу на 10%
4. Увеличение посещений культурно-массовых мероприятий на 5%
5. Увеличение количества культурных акций для детей и молодежи на 3%
6. Увеличение количества посещений библиотек, музеев на 5%
7. Трансляция опыта реализации программы в электронных и печатных СМИ.
8. Создание портфолио программы и размещение его на сайте НГОДБ.
9. Демонстрация модели участия в общественно-культурной жизни сообщества и приобщение участников к новым формам культурного досуга.
10. Изменения личностных качеств у детей и молодежи.
Оценивание и диагностика
Изменения личностных качеств у детей будут определяться путем проведения анкетирования, опроса, интерактивной обратной связи по следующим позициям:
- приобретение опыта межличностного взаимодействия,
- навыки и умения создания открытой общественной среды,
- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
- востребованность и признательность среди сверстников, повышение самооценки,
- принятие ценностей российской культуры и искусства,
- сформированности читательской компетенции.
Ресурсы для реализации программы
Кадровые
- Библиотекари – педагоги общеобразовательных учреждений.
- Сотрудники Нижегородской государственной областной детской библиотеки.
- Специалисты социокультурных институтов и организаций, работающих по проблемам детства.
Технические
- Компьютер с выходом в Интернет.
- Проектор.
- Интерактивная доска.
Информационные
Для библиотекарей, педагогов
1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова.-М.: Балас,2011.-128 с.
2. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения /Н.Н. Сметанникова.-М.:ЗАО «РИЦ МДК», 2077.-80 с.
Для детей
1. Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности: учебное пособие для основной школы /М.В. Ивашина, Н.С. Сулимова.-Екатеринбург: Форум-книга,2008.-176 с.
[1] См. Положение об «Обществе активных читателей»