Описание программы

29 Ноября 2017

Программа включает подпрограммы по следующим направлениям:

  • проблемно-ценностное общение,
  • познавательная деятельность,
  • досугово – развлекательная деятельность.

Целевая первичная группа (для кого создается) 7-16 лет.
Целевая группа (кто вовлекается в участие): учителя, библиотекари, родители
Срок реализации – 5 лет.

Актуальность:

Новый век начался с привлечением внимания к чтению и письму, составляющих в их единстве понятие грамотность. Грамотность, то есть чтение и письмо, по мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на качество жизни продолжительность жизни человека.

Чтение и письмо являются измеряемыми показателями качества образования.

Чтение и письмо позволяют людям вступать в смысловую коммуникацию с другими людьми, с ними не встречаясь, извлекать и передавать смыслы текстов, овладевать культурой предшествующих поколений и передавать ее следующему поколению, познавать и следовать прошлый опыт, идеи, знания, развивать мышление и память, контролировать информационные потоки.

Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение.

Читательская компетентность формируется семьей, дошкольными, общеобразовательными и высшими учебными заведениями и организациями культуры. Чтение входит в состав универсальных учебных действий и способствует социальному, личностному, познавательному и коммуникативному развитию личности ребенка.

Государственная поддержка развития детских библиотек как центров приобщения детей к чтению, развитие литературы для детей изложена в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Одной из задач детских библиотек – приобщение ребенка к чтению, его развитие как читателя.

Данная программа осуществляет информационную поддержку учебно-воспитательного процесса и сопровождает внеучебную деятельность школьников, спососбтвует формированию универсальных учебных действий.

Программа включает три направления:

  • проблемно-ценностное общение,
  • познавательную деятельность,
  • досугово – развлекательную деятельность.

Для образного восприятия и понимания, перечисленные направления описаны как содержательные каналы трансляции. В плане каналов представлены название передач, форма проведения, ведущие (модераторы, тьюторы), время (продолжительность), возрастная аудитория.

Канал «Культурологический» ориентирован на проблемно-ценностное общение и базируется на работе одной или нескольких книг, объединенных темой или проблемой.

Канал «Познавательный» охватывает познавательную деятельность и базируется на работе с научно-познавательной информацией, представленной на различных носителях.

Канал «Досуговый» предлагает досугово – развлекательную деятельность, в которой проводятся праздники, экскурсии, гастроли, выступления на областных мероприятиях.

Канал «Для взрослых» предоставляет учителям, библиотекарям, родителям возможность знакомства с современной детской литературой, вовлекает в совместное участие с детьми на библиотечных встречах, информирует о новых книгах и публикациях о проблемах детства.

Программа носит мобильный характер, то есть обновления репертуара каналов происходит в течение года.

Цели:

Сопровождение средствами детской литературы

  • развития личности ребенка,
  • формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,
  • воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина России,
  • приобщения ребенка чтению и взращиванию компетентного читателя.

Задачи:

  • организовать взаимодействие между детской библиотекой и общеобразовательными учреждениями,
  • создать систему информирования о возможностях и деятельности детской библиотеки,
  • разработать методические, дидактические, информационные материалы на основе детской литературы разнообразной тематики,
  • проводить систематические встречи с юными читателями,
  • предоставить площадку на сайте библиотеки, в ее помещении для демонстрации творческих и исследовательских детских работ,
  • транслировать опыт работы в печатных и электронных средствах массовой информации.

Принципы:

Программа основывается на принципах:

  • природосообразности (согласованность с общими законами развития природы и человека, воспитание сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самого себя),
  • культуроссобразности (общечеловеческие ценности культуры, ценностями и нормами национальных культур, традициями регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям),
  • коллективности (общение детско-взрослых коллективах),
  • диалогичности (обмен ценностями и их продуцирование),
  • патриотической направленности (идентификация с Россией, российской культурой, народами России),
  • проектности (выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развернутое в логике замысел-реализация-рефлексия).

Формы и режимы занятий:

Занятия проводятся в технологии модерации с использованием методов:

  • активного общения,
  • проектного,
  • кейс-стадий,
  • коуч-тренингов.

Формат общения:

  • групповой,
  • массовый.

Виды деятельности:

Уровень результатов

Приобретение
социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Канал «Культурологический»

Беседа, лекция, просмотр фильмов, обзоры Тренинговые занятия, дебаты, диспуты Дискуссии в участием внешних экспертов

Канал «Познавательный»

Беседа, лекция-визуализация, слайд-лекция

Интеллектуальные игры, викторины, Неделя детской книги в школе

Проекты, акции, конференции, марафоны, Неделя детской книги в области,

Общество активных читателей [1]

Канал «Досуговый»

Экскурсия в библиотеку Выставки творческих работ, праздники, концерты, фестивали Участие с творческими номерами (гастроли) в региональных библиотечных событиях.

Канал «Для взрослых»

Обзоры, лекции, рекомендации Совместное участие в детских активностях. Экспертная оценка.

Продолжительность занятия в зависимости от темы от 45 до 90 минут.
Количество детей не более 30 на занятии и не более 50 на празднике.

Ожидаемые результаты

Уровень результатов

Приобретение
социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Приобретение детьми знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп, о российских традициях, о различных международных, экологических движениях, о современных СМИ, пропаганде, о мировоззрении и образе жизни, о правилах конструктивной групповой работы, об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о логике и правилах проведения научного исследования, об информационной безопасности и правилах поведения в интернет-пространстве, о рациональных приемах с книгой и информацией. Развитие ценностных отношений ребенка к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру, к книге, чтению. Дети могут приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников истории и культуры, опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения, опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт волонтерской деятельности, опыт заботы о малышах и организации их досуга, опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений, опыт самоорганизации, самообслуживания, организации совместной деятельности с другими детьми, опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

1. Увеличение читательской грамотности на 5%.
2. Повышение охвата детской и молодежной аудитории на 15%.
3. Расширение вовлечения социума в работу на 10%
4. Увеличение посещений культурно-массовых мероприятий на 5%
5. Увеличение количества культурных акций для детей и молодежи на 3%
6. Увеличение количества посещений библиотек, музеев на 5%
7. Трансляция опыта реализации программы в электронных и печатных СМИ.
8. Создание портфолио программы и размещение его на сайте НГОДБ.
9. Демонстрация модели участия в общественно-культурной жизни сообщества и приобщение участников к новым формам культурного досуга.
10. Изменения личностных качеств у детей и молодежи.

Оценивание и диагностика

Изменения личностных качеств у детей будут определяться путем проведения анкетирования, опроса, интерактивной обратной связи по следующим позициям:

  • приобретение опыта межличностного взаимодействия,
  • навыки и умения создания открытой общественной среды,
  • получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
  • востребованность и признательность среди сверстников, повышение самооценки,
  • принятие ценностей российской культуры и искусства,
  • сформированности читательской компетенции.

Ресурсы для реализации программы

Кадровые

  • Библиотекари – педагоги общеобразовательных учреждений.
  • Сотрудники Нижегородской государственной областной детской библиотеки.
  • Специалисты социокультурных институтов и организаций, работающих по проблемам детства.

Технические

  • Компьютер с выходом в Интернет.
  • Проектор.
  • Интерактивная доска.

Информационные

Для библиотекарей, педагогов

1. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова.-М.: Балас,2011.-128 с.

2. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения /Н.Н. Сметанникова.-М.:ЗАО «РИЦ МДК», 2077.-80 с.

Для детей

1. Ивашина М.В. Человек и информация. Азбука информационной самостоятельности: учебное пособие для основной школы /М.В. Ивашина, Н.С. Сулимова.-Екатеринбург: Форум-книга,2008.-176 с.

 


[1] См. Положение об «Обществе активных читателей»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons