Музей детской книги

01 Декабря 2017, 13:46

Основные направления:

  • Хранение и пополнение коллекции раритетных изданий, а также современной литературы в целях представления дизайна детской книги XXI века.
  • Пропаганда лучших произведений литературы прошлых лет через экспозиционно- выставочную деятельность, а также:
  • проведение библиотечных уроков по истории книги;
  • подготовка мероприятий, посвящённых писателям-юбилярам и книгам-именинникам;
  • сбор материалов по истории Нижегородской государственной областной детской библиотеки (НГОДБ);
  • инновационная и творческая деятельность детей по теме «Сделай книгу своими руками»

P1030877 P1030871В экспериментальном музее детской книги вы сможете окунуться в увлекательный мир книги. Многим из этих книг 100 и даже более лет. Их читали еще ваши прабабушки и прадедушки.

Открыв эти книги, вы узнаете, как жили люди много лет назад, в какие игры играли когда-то ваши ровесники и какие книги читали они, а также познакомитесь с книгами из глины и бересты, попробуете себя в мастерстве составления текста при помощи перьевой ручки, совершите путешествие в древнейшие и самые знаменитые библиотеки мира.

Деятельность музея

Работа музея в библиотеке ведется в двух направлениях: библиотечном и музейном. Следовательно, основными целями работы экспериментального музея детской книги в НГОДБ являются:

  • Сохранность фонда ценных изданий литературы, а также других предметов старины.
  • Пропаганда лучших произведений литературы прошлых лет и привлечение к чтению современной детской книги через дизайн.

Экспозиционно-выставочная деятельность

Организация экспозиций и выставок — одна из главных составляющих в работе музея. Это выставки, которые рассказывают посетителям об истории детской литературы и возникновении письменности, о писателях и их книгах, о знаменательных датах. Помощь в организации выставок зачастую оказывают наши партнеры, друзья библиотеки и наши читатели.

Массовая работа

Библиотечные уроки:

Приоритетом в проведении массовых мероприятий является проведение библиотечных уроков. Конечно, это уже не те скучные уроки в виде лекций или экскурсий по библиотеке с небольшими заданиями. Уроки разрабатываются с использованием современной техники и интерактива:

  • «Как Книга искала своих предков» — сказочное путешествие;
  • «За волшебной дверью» — преданья старины с библиотечной стороны;
  • «Аз да Буки – нужные науки» — час познания;
  • «Как было придумано письмо» — экскурс по залам исторического музея;
  • «Библиотека Кота Мурлыки» — интерактивный час.

Книги-юбиляры, писатели-юбиляры

Рассказ о писателях и их книгах, которые в текущем году отмечают свой юбилей. Прежде всего — это наши классики, а также писатели и книги детства наших родителей. Это ли не история книги?Мы уже рассказали (и поиграли) о таких писателях, как: А.С. Пушкин, П. Ершов, И. Крылов, А.М. Горький, Л. Чарская, А. Гайдар, С. Михалков, Ю. Коваль, В. Бианки, В. Драгунский, Б. Заходер, Г.-Х. Андерсен, бр. Гримм, Р. Киплинг, С. Востоков.Ребята совершают виртуальные путешествия во времени, думают, рассуждают о книгах, которые их чем-то затронули, заставили задуматься, а, может, просто улыбнуться, создают по книгам писателя свои истории и иллюстрации к ним.

Интересное в книгах

Многие знаменательные даты в истории страны неразрывно связаны с книгой. Так к 65-летию со дня Победы над фашисткой Германией в 2010 году в музее была разработана экспозиция «Книги: год рождения 1941-1945». На выставке были представлены книги, изданные в годы войны. К 70-летию со дня Победы выставка была переработана и дополнена материалами.К выставке подготовлен час памяти с одноименным названием.Теме Великой Отечественной войны посвящена встреча в форме сторителлинга «И книга тоже воевала» — о значении книг в годы войны: на фронте, в тылу, в блокаде.Другие темы встреч:

  • новогодние чтение;
  • государственная символика;
  • всё о часах.

История НГОДБ

Экспериментальный музей детской книги является хранителем документов о деятельности Нижегородской государственной областной детской библиотеки.Это:

  • печатные документы различного характера: журналы с публикациями о библиотеке и статьями наших сотрудников, методические разработки, закладки и прочее;
  • большое количество фотографий сотрудников прошлых лет с мероприятий и различных праздников;
  • почетные грамоты и благодарности;
  • разные предметы: передовое знамя (в советские времена им награждали отдел – победитель по итогам работы за квартал), счета, которыми пользовались сотрудники при подсчете цифровых показателей, перьевые ручки и прочие предметы из жизни НГОДБ.

Творческая мастерская

Вся работа музея с книгой основана на интерактивных занятиях. Ребята изготавливают книги, сочиняют тексты, создают иллюстрации. Проходят различные мастер-классы, например, «Оригинальная закладка любимой книге», «Новая жизнь старых книг» и т.д.«Коллекция книг — тот же университет», — сказал британский писатель и публицист Т. Карлейль.Мы рады, что такой «университет» в виде коллекции наших книг есть в экспериментальном музее детской книги НГОДБ.

«Независимо от того, что мы будем считать изобретением книги: появление первых кодексов (приблизительно II век до н. э.) или более древних папирусных свитков, — перед нами инструмент, который, несмотря на все пережитые им трансформации, оказался в высшей степени верен самому себе. Книга представляется нам как некое «колесо знания и воображения»: его не смогут остановить никакие грядущие технологические революции».(У. Эко «Не надейтесь избавиться от книг»)

История музея детской книги в НГОДБ

Открытие экспериментального музея детской книги в Нижегородской государственной областной детской библиотеке состоялось 6 декабря 2009 года. Это было праздник «Дня удивления и открытий», который вели вместе с ведущим сказочные персонажи гном Путалка и Петрушка. Что же послужило поводом для создания музея в библиотеке?На момент создания музея НГОДБ исполнилось 90 лет. За такой период работы в библиотеке собран и накоплен большой книжный фонд. Это книги конца первой половины XIX – XX веков, которые были собраны ранее из разных библиотек города:

  • библиотеки Нижегородского дворянского института императора Александра I;
  • библиотеки Нижегородского коммерческого общественного собрания;
  • библиотеки Нижегородского губернского земства;
  • фундаментальной библиотеки Нижегородского университета;
  • детского музея;
  • Нижебазарной детской библиотеки;
  • городской детской библиотеки Кота-Мурлыки;
  • городской детской библиотеки Деда-Всеведа;
  • ученической библиотеки Георгиевского 2-х классного женского училища ;
  • библиотеки приходского 2-х классного женского училища.

Сегодня многих учебных заведений из перечисленных не существует, а книги из библиотек заведений остались.Многие из них и явились основным фондом, из которого формировался наш музей.Эти книги не могут быть отнесены к памятникам книжной культуры, но для детских библиотек Нижегородской области, а также для наших читателей они, без сомнения, представляют определенную ценность.В настоящее время фонд музея насчитывает свыше 3217 экземпляров ценных изданий. Это книги конца первой половины XIX – XX веков:

  • издания, написанные кириллицей;
  • издания, являющиеся памятниками событий и эпох большой исторической важности: революции 1917-1920 годов и Великой Отечественной войны;
  • первые и прижизненные издания произведений выдающихся ученых, писателей;
  • издания, иллюстрированные необычным способом;
  • книги с дарственными надписями авторов;
  • книги, вышедшие в издательствах известных издателей и книготорговцев ( И.Д. Сытина, М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса и др.)

В состав фонда музея детской книги также входят современные книги детских писателей и поэтов, которые отличаются от других книг необычным оформлением и являются наглядным образцом дизайна детской книги XXI века.Здесь же в музее собирается коллекция, связанная с историей НГОДБ.