Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина

20 Июля 2019

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина основан в 1935 году как Горьковский театр оперы и балета. Театр расположен в Советском районе Нижнего Новгорода в здании бывшего Народного Дома по адресу: ул. Белинского, дом 59. Количество мест в зрительном зале — 1152.

История театра

Открытие Горьковского театра оперы и балета явилось самым крупным событием в музыкальной жизни города 1930-х.  Театр разместился в реконструированном здании бывшего Народного дома, построенного при содействии М. Горького и Ф. Шаляпина в 1903 г. (архитектор П. Малиновский). Открылся 24 октября 1935 оперой «Князь Игорь» А. Бородина, а  28 февраля 1936 года был показан первый балет – «Дон Кихот» Л. Минкуса.

Здание Народного дома, 1903 г.

Становление театра связано с именами режиссера Б. Покровского, дирижеров А. Ерофеева, И. Зака, балетмейстеров В. Кононовича, М. Цейтлина, художников А. и В. Мазановых. В первом сезоне силами труппы были поставлены оперы «Аида», «Риголетто», «Царская невеста», «Севильский цирюльник», «Паяцы», балеты «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и балетный дивертисмент.

10 февраля 1937 года театр был назван именем А.С. Пушкина. С 1938 года в режиссёрскую группу влился молодой режиссёр Б. А.Покровский. Его опера «Чародейка» стала знаменательным событием в жизни театра. Премьера состоялась 27 декабря 1940 года. За дирижёрским пультом стоял И.А. Зак. Успех спектаклю обеспечил сильный состав солистов – Л. Галич, Е. Окунев, В. Викторова, П. Кукотов, И. Струков. Этот спектакль долгие годы оставался «визитной карточкой» театра. Неизменным успехом у публики пользовались выступления солистов В. Симанской, Н.Урвилова, П. Рише, В. Гусельникова, М. Чиненковой и выпускницы Горьковского музыкального училища С.Коноваловой.

Предвоенные театральные сезоны были интересны гастролёрами. В балете «Светлана» Д. Клебанова с большим триумфом выступила известная балерина О. Лепешинская. В операх «Садко», «Фауст», «Риголетто» горьковчане услышали Д.Г. Бадридзе, в роли Альфреда в «Травиате» и в роли Герцога в «Риголетто» на горьковской сцене выступал сам С.Я. Лемешев. 31 мая 1941 года спектаклем «Иван Сусанин» горьковский театр оперы и балета им А.С. Пушкина открыл летние гастроли в Иваново. В этом городе и застала труппу Великая Отечественная война…

В военные годы Горьковский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина оставался главным центром музыкальной жизни города. В самом начале военного лихолетья труппой была задумана серия новых патриотических спектаклей. Первым из них явилась постановка оперы «Нижегородцы» Направника, в основе либретто которой была драма А. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».

В этот же период с большим успехом шла опера «Князь Игорь» А. Бородина. В 1942 году состоялась премьера оперы А. Серова «Юдифь» в постановке режиссёра Б. Покровского, дирижёра Л. Любимова. Основная идея спектакля – освободительная борьба и героический подвиг во имя родины. Партию Олоферна исполнял выдающийся бас И.Я. Струков.

В тяжелые военные годы выросла потребность в комедийных представлениях. Ещё до войны в репертуар театра были включены оперетты «Холопка» Н. Стрельникова, «Цыганский барон» И. Штрауса, «Сильва» И. Кальмана в постановке Б. Покровского и М. Валентинова. Музыкальной частью оперетт руководили молодые дирижёры П. Резник и Л. Любимов. Большим успехом у зрителей пользовались  балеты «Шопениана» и «Красный мак» Р. Глиэра в постановке М.Д. Цейтлина.

В самом начале войны в Горький был эвакуирован  театра оперы и балета из Минска. Чередуясь с местной труппой, белорусские артисты давали спектакли на горьковской оперной сцене. Сезон 1943-1944 г.г. был отмечен сразу двумя премьерами – оперой «Руслан и Людмила» М. Глинки и балетом «Надежда Светлова» И. Дзержинского. К 100-летию со дня рождения Н. Римского-Корсакова была возобновлена «Царская невеста». В этом же сезоне восстановили «Русалку» Даргомыжского.

В послевоенные годы возрос интерес к творчеству советских композиторов. На сцене театра нашли воплощение произведения композиторов-горьковчан: оперы народного артиста РСФСР А. Касьянова «Фома Гордеев», «Степан Разин», «Ермак»; балет А. Нестерова «Тимур и его команда». Опера И. Дзержинского «Тихий Дон», сыгравшая заметную роль в формировании советского музыкального театра, была поставлена в Горьком трижды – в 1936, 1950 и 1981 годах. Творчество композиторов союзных республик было представлено оперой «Даиси» З. Палиашвили, балетом Ф. Яррулина «Шурале», детской оперой И. Польского «Терем-теремок». Также театр поставил ряд спектаклей, раскрывающих тему Великой Отечественной войны. Наиболее яркими из них стали «Семья Тараса» Д. Кабалевского и «Летят журавли» А. Нестерова.

В список «советского» репертуара  вошли такие шедевры как балеты С. Прокофьева «Золушка» и«Ромео и Джульетта», балет  Б. Асафьева «Бахчисарайский  фонтан»,  две оперы Т. Хренникова  «В бурю» и «Мать». Новые постановки в этот период осуществлялись под руководством дирижёров П.М. Резникова, Л.Ф. Худолея, А.Д. Шморгонера; режиссёров М.Б. Мордвинова, О.М. Моралёва, Г.С. Миллера.

За 20 послевоенных лет оперная труппа пополнилась молодыми талантливыми певцами. Среди них С.М. Тухнер, Г.Л. Шульпин, выпускник горьковской консерватории А.И. Суханов. В  1950-60-х в ансамбль солистов влились А.А. Сакулин, И.Г. Малинина, К.М. Белявская, А. Бурлацкий, И. Беренов, В. Бусыгин. В 1965-м на афишах театра появилось новое имя – Александр Правилов, который спустя пять лет был удостоен звания лауреата на IV конкурсе молодых музыкантов-исполнителей  им. П.И. Чайковского.

В 1970–80-е годы в труппу Горьковского театра оперы и балета влились новые силы – выпускники музыкальных вузов Горького, Москвы, Новосибирска и других городов. Руководили коллективом главный режиссёр О.М. Дадишкилиани, главный дирижёр В.В. Бойков, дирижёры П.М. Резник и А.Я. Войскунский, главный хормейстер Г.П. Муратов и его помощник А.А. Войтенко, молодой режиссёр А.Н. Зыков.

Особенный интерес горьковчан привлекли балеты «Сотворение мира» А. Петрова (1977) в постановке балетмейстера Г. Малхасянца. Постановка балета «Спартак» А. Хачатуряна (1979) – своеобразная веха в творчестве режиссёра и балетмейстера О. Дадишкилиани.  Спартака танцевал ведущий солист балета В. Миклин – ныне народный артист РСФСР, художественный руководитель балетной труппы театра.Событием в театральной жизни города также стала премьера балета Ф. Амирова «Тысяча и одна ночь» (1981).

Недавние выпускники консерваторий страны, пополнившие оперную труппу, ярко заявляли о себе. В 1970 году в партии Татьяны дебютировала Т. Казимирская. В 1972 году в Горьковский театр пришёл В. Балюта. В новой постановке оперы «Князь Игорь» (1975 г.)  образ Кончаковны создала Л. Коржакова. В «Севильском цирюльнике» (1980 г.)  блистала молодая Т. Хохлова-Розина. Партия Кумы в опере «Чародейка» П. Чайковского (1982) стала знаковой в судьбе Л. Зыряновой. В 1984 году за исполнение этой роли певица была удостоена почётного звания народной артистки РСФСР.
В 1980 г. в состав творческого коллектива вошёл нынешний главный режиссёр театра, заслуженный артист РСФСР  Д.А. Суханов.

В 1986 году театр возглавила Анна Дмитриевна Ермакова. С этого времени доброй традицией стал Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень».

Наши дни

На рубеже XXI века творческие мастерские Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина возглавили люди, выросшие в родном коллективе. Народный артист РСФСР В.Ф. Миклин в 2006 году назначен худруком балетной труппы. В 2008 году заслуженный артист России Д.А. Суханов стал художественным руководителем цеха солистов оперы, а три года спустя – главным режиссёром.

Молодой перспективный дирижёр Р.Р. Жиганшин в 2012 году был приглашён в театр на должность художественного руководителя. С ним театр постоянно экспериментирует, стараясь находить, а порой и формировать новые жанры музыкально-драматического искусства. Один из наиболее интересных творческих экспериментов – театрализованная программа «Жди меня» по одноимённой пьесе Константина Симонова. Музыкальная композиция из песен военных лет органично вплетена в сюжетную канву спектакля.

Ещё одним инновационным проектом стала совместная работа театра оперы и балета и Нижегородского цирка. Постановка оперетты И. Кальмана «Принцесса цирка» (режиссёр-постановщик — главный режиссёр театра Дмитрий Суханов) состоялась на арене с участием цирковых артистов.

Интереснейшим явлением в культурной жизни города стал цикл концертных программ: концерт, посвящённый Победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года, программы «В городском саду играет…» и «Маэстро Дунаевский».

Сегодня в репертуаре театра более 50 постановок. В их числе оперы «Борис Годунов» Мусоргского; «Иван Сусанин» Глинки; «Евгений Онегин», «Мазепа» «Пиковая дама, «Черевички» Чайковского; «Царская невеста» Римского-Корсакова; «Князь Игорь» Бородина; «Кармен» Бизе; «Аида», «Травиата», «Отелло» Верди; «Севильский цирюльник» Россини; «Так поступают все, или Школа влюблённых» Моцарта; балеты: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского; «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «Тысяча и одна ночь» Амирова; оперетты: «Сильва» Кальмана; «Веселая вдова» Легара; «Летучая мышь» Штрауса; «Севастопольский вальс» Листова; мюзикл Лоу «Моя прекрасная леди». В последние годы воплощены в жизнь уникальные проекты, которые можно увидеть только(!) в Нижегородском театре: опера-мюзикл Э. Фертельмейстера «Коко Шанель: страницы жизни», балет К. Ламбова «Истории любви».

Не забыл театр и про своих маленьких зрителей. Для них –  балеты К. Хачатуряна «Белоснежка» и С. Кибировой «Три поросёнка», опера И. Польского «Терем-теремок», мюзикл Г. Гладкова «Бременские музыканты».

Список литературы (выборочный):
  1. Беляков Б.Н. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде-городе Горьком (1798-1980) / Б. Н. Беляков, В. Г. Блинова, Н. Д. Бордюг. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1980. – 336 с. : ил.
  2. Горьковский государственный театр оперы и балета им. А.С. Пушкина. 40 лет / Упр. культуры Горьков. облисполкома ; [сост. Г.К. Покровская]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1976. – 79 с.
  3. Елисеев И. В.На музыкальной сцене / И. В. Елисеев ; вступ. ст. авт. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1990. – 352 с. : ил. Минская, Е.   Новый триумф “Спартака” / Е. Минская// Патриоты Нижнего. – 2016.-№13. – С. 23.
  4. Федотова М.В гости к Пушкину и к нам : герои великого поэта уже готовы петь и танцевать / М. Федотова // Нижегор. новости. – 2011. – 17 нояб. – С. 6.
  5. Халезова Н.Кто вы, мистер Икс? : в Нижнем поставили легендарную оперетту / Н. Халезова // Аргументы и факты. – 2015. – №1-2. – С. 29.
  6. Чуянов С. П. Alma Mater нижегородского балета / С. П. Чуянов ; [фот. В. Шохина]. – Нижний Новгород : Светлояр, 1992. – 32, [3] с. : ил.
  7. Чуянов С. П.Парад премьер : Нижегородский академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина / С. П. Чуянов. – Нижний Новгород : Кириллица, 2012. – 315 с. : ил.
  8. Чуянов С. П.Сотворение театра :  Нижегородский академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина на рубеже столетий / С. П. Чуянов. – Нижний Новгород : Бегемот, 2007. – 398 с., [24] л. ил. : ил.
Севильский цирюльникПостановка жди меняТеатр ПушкинаСолист театра И.Я. СтруковТеатр оперы и балета
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons