Иван Мартос. Он заставил мрамор плакать!
«Не могу быть в праздности!» – под таким девизом жил и творил Иван Мартос. В рубрике «АртВинегрет» – русский скульптор-монументалист, который «заставил мрамор плакать…»
А вы знаете, что…
- Иван Петрович Мартос родился в 1754 году в местечке Ичня Черниговской губернии в семье обедневшего помещика, отставного корнета.
- Мартос по природе был очень скромным и избегал изображений обнаженной натуры, в особенности, женской.
- Талант скульптора наиболее полно раскрылся в высеченных надгробиях, которые стали для него главной сферой деятельности на многие годы.Несмотря на множественные заказы, художнику удавалось избегать повторений, в создании каждого нового надгробия он находил новые решения.Особенно показательны его работы в некрополях Александро-Невской лавры и Донского монастыря.
- Однако самым известным его творением стал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Над его созданием Мартос трудился более десяти лет. Изначально скульптор задумывал героев стоящими на постаменте во весь рост, однако это вызвало недовольствонекоторых государственных лиц. Дело в том, что Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин – простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.
Позировали Ивану Петровичу для скульптуры его собственные сыновья.Работа велась в Санкт-Петербурге, после чего памятник отправился в Москву водным путем. Транспортировка заняла три с половиной месяца.20 марта 1818 годав Москве состоялось торжественное открытие. Этот памятник был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев!
- Наряду с преподавательской деятельностью в Академии художеств,Мартос исполнил несколько крупных монументальных работ: памятники Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, Александру I в Таганроге. Без участия скульптора не обходилсяпрактическини один значительный госзаказ. Так, Мартос принимал активное участие в создании скульптурного убранства Казанского собора.
- Мартос был женат дважды. В первый раз — на дворянке Матрене, фамилия которой неизвестна. Она умерла, оставив вдовцу восьмерых детей. О человеческих качествах скульптора свидетельствует такой факт: даже когда мастер овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота Авдотья Спиридонова. Однажды Мартос стал свидетелем случая: одна из его дочерей дала Авдотье пощечину. Та решила уйти из дома, чтобы не обременять хозяев. Иван Петрович искренне уговаривал девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, предложил ей руку и сердце. Так — неожиданно для родни и даже для себя – Мартос женился во второй раз. Очевидцы рассказывали, что с тех пор дети Ивана Петровича и их мачеха постоянно жили во взаимном уважении.
- Мартосвоспитал целую плеяду скульпторов, поэтому современники называли его «Фидием XIX века».