«Мой любимый SПУТНИК». Саския ван Эйленбург
В проекте «Мой любимый SПУТНИК» – Саския ван Эйленбург (1612 – 1642 г.г.), дочь бургомистра городка Леуварден и любимая жена живописца из Лейдена — Рембрандта Харменса ван Рейна. Вся радость, все светлые мотивы в творчестве Рембрандта исходили именно от этой женщины, запечатленной на множестве полотен и гравюр великого голландца.
Местом их встречи стал Амстердам, куда амбициозный Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския— погостить у родни. Рембрандт дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром.
В 1634 году Саския вышла замуж за 29-летнего Рембрандта и перебралась в Амстердам, где художник уже добился первых успехов. Но именно женитьба сделала Рембрандта по-настоящему счастливым и открыла путь к всемирной славе.
Дела Рембрандта первые 5−6 лет брака шли хорошо, и у него появляется настоящая страсть к антиквариату. Бывая на аукционах, организуемых Хендриком ван Эйленбургом, он с удовольствием скупал редкие книги, экзотические предметы… и обязательно драгоценности и редкостные вещицы для Саскии! Ему доставляет большое наслаждение собственноручно украшать любимую, наряжать её в тончайшие вуали, дорогие ткани и крупные жемчуга.
Он выстраивает шикарный дом, окружает себя и жену роскошью, голландская знать заказывает у него портреты. Он любим и любит свою красивую и добросердечную жену. Все свободное время набрасывает эскизы, с которых пишет картины, ныне хранящиеся во всех крупнейших музеях мира. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. Очевидно, что она в восприятии мужа была олицетворением его собственного жизненного расцвета.
Подлинным шедевром становится «Автопортрет с Саскией на коленях», где художник изобразил апофеоз счастья. Но настоящее название этой картины – «Блудный сын в таверне». В названии этой картины Рембрандт предугадал свое будущее. Счастье его было недолговечно – спустя 9 лет супружества Саския в 30-летнем возрасте умерла от туберкулеза.
Вернувшись в опустевший дом, художник снял со стены портрет почти 10-летней давности и неожиданно принялся переделывать его. Написанный в самом начале брака, он изображал Саскию в красной шляпе, строго в профиль. Сохранилась копия этого первоначального варианта, по которой специалисты установили, что изначально портрет выглядел иначе: рубашка и верхнее платье жены художника были едва намечены, алую шляпу не украшало перо, а плечи Саскии – меховая накидка. Картина отличалась большей простотой. Теперь же Рембрандт превратил любимую в ренессансную принцессу, окутал в меха и бархат, навесил дорогие украшения.
Видимо, так Рембрандт попрощался с женой и отдал ей, по своему разумению, последнюю дань. Позднее он не вел монашеский образ жизни, но вытеснить из сердца образ великолепной Саскии не могла ни одна женщина на свете. В конце концов, он промотал состояние, став таким же нищим, как и библейский персонаж в конце пути, некогда изображенный им с бокалом в руке…