История одной картины. Оборона Севастополя
Матрос на переднем плане этой картины — воплощение настоящего воина-защитника! Однако написан он был… с девушки-спортсменки. В условиях войны художник Александр Дейнека просто не смог найти подходящую мужскую натуру…
В рубрике «История одной картины» – монументальное полотно «Оборона Севастополя».
Удивительно, но в основу картины «Оборона Севастополя» легли события под Калугой.
…Во время Великой Отечественной войны Александр Дейнека работал в информационных «Окнах ТАСС». Рисовал политические плакаты и регулярно ездил к фронтовой полосе за материалами для будущих картин. Особенно поразили художника события, на фронте под Юхновым Калужской области:
«Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожжёнными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами, – вспоминал Дейнека. – Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы!..»
Почему же тогда Севастополь?
Художник признавался, что Севастополь всегда был его любимым городом, и он особенно переживал за его судьбу: «Представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолёта. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам…»
Масштабное полотно размерами 2 на 4 метра Дейнека писал запоем: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину…»
Картина получилась не документальным воспроизведением событий, а символическим изображением. Главные защитники города — молодые матросы. Их белые одежды контрастируют с темной массой стремительно надвигающихся фашистов…
Критика встретила полотно неоднозначно. Одни хвалили художника за эмоциональный накал и силу драматизма, другие ругали за абстрактность и неубедительность. «Это не лучшее из того, что он написал, – высказал свое мнение писатель Александр Фадеев. – Я его как художника очень люблю, но эту картину считаю его неудачей». После этого Дейнеке решили не давать Сталинскую премию, хотя вопрос об этом обсуждался неоднократно.
Сам же художник говорил, что картина получилась настоящей. А это самое главное!