Программа «Давайте вместе Землю украшать, давайте вместе Землю уважать»
«Давайте вместе Землю украшать, давайте вместе Землю уважать»
программа по экологическому просвещению
2017 год – Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
Координатор программы:
Татьяна Николаевна Петрук, зам. директора
8314379149, 89047975515
Наталья Михайловна Хапугина,
зав. отделом научно-познавательной литературы 8314379053
В настоящее время как никогда назрела проблема экологического воспитания и просвещения человечества как в целом на нашей планете, так и в отдельности в каждой стране, регионе, городе и в любой населенной местности. Понимание всеобщей универсальности значимости природы для развития любого общества и для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе общественных и индивидуальных ценностей и приоритетов – это фундамент, на котором взращивается экологическая культура.
Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех содержательных направлений:
- широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания,
- новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека и природы,
- экологические подходы к организации экономики, сферам жизни и деятельности общества.
Истощение природы неуклонно продолжается. Что мы оставим нашим потомкам? Какое оправдание себе найдём? Наш мир. Каким он будет завтра? В преддверии Года Экологии в России, который будет проходить в 2017 и осознание всей сложности экологической ситуации послужило основанием для разработки данной программы.
Программа:
- включает экологические, познавательные, краеведческие, литературные направления
- предусматривает знакомство с художественными произведениями, затрагивающими тему экологии
- предлагает активные формы общения и игры с детьми (интерактивные и творческие задания, индивидуальную и групповую работу).
Миссия:
Привлечь внимание подрастающего поколения к экологическим проблемам и необходимости формирования личной ответственности при взаимодействии с окружающей средой и заботы о будущих поколениях.
Цель:
Воспитание экологической культуры и развитие экологического сознания у детей и молодежи через научно-познавательную и художественную литературу.
Целевая аудитория:
дети до 14 лет
Срок реализации:
январь 2016 – декабрь 2017гг.
В программе учитываются возрастные особенности юных читателей. Встречи с читателями проходят в сопровождении электронных презентаций и с использованием мультимедийных материалов.
Активные формы вовлечения детей в общение, в творческую и исследовательскую деятельность:
- викторины и конкурсы,
- игры и практикумы,
- опыты и эксперименты,
- дискуссии,
- комментированные чтения,
- эко-, арт- часы
- часы удивления,
- познавательные экспедиции,
- мастер-классы,
- интерактивные выставки.
Проекты:
Образовательные:
– «АРТ-пасека» – привлечение внимания к экологическим проблемам путем создания арт-пространства на основе информационных ресурсов.
Координатор:Татьяна Владимировна Пантюхова,
зам. директора 8314379804, pantvnn@list.ru
– «Зеленая библиотека» – организация информационно-просветительской среды, которая способствует экономии воды, энергии, утилизации отходов и вторичное использование сырья.
Координатор: Наталья Михайловна Хапугина,
зав. отделом научно-познавательной литературы 8314379053
– «ЭКОсвиток» – создание информационных продуктов в командах.
Координатор: Наталья Михайловна Хапугина,
зав. отделом научно-познавательной литературы 8314379053
– «Рискни стать полярником» – большая книжная экспедиция в АРКТИКУ.
Координатор:Татьяна Владимировна Пантюхова,
зам. директора 8314379804, pantvnn@list.ru
Информационные:
– «Памятники природы Нижегородской области» – размещение интерактивной карты на сайте НГОДБ.
Координаторы: Любовь Вениаминовна Сускина,
зав. отделом краеведения и российской истории, 8314379779
Ольга Юрьевна Костецкая,
зав. отделом автоматизации и компьютерных технологий, 8314379053
Квесты:
– «Самоцветные тайны, или По следу золотого Полоза» – приключенческая поисковая экспедиция в недра заповедников по мотивам Уральских легенд и сказок.
Координатор: Наталья Михайловна Хапугина,
зав. отделом научно-познавательной литературы 8314379053
– «Древология по – Горькому» – литературный пикник на площади Горького с загадками и секретами.
Координатор: Анна Викторовна Сайченкова,
зав. отделом каталогизации и справочно-библиографической работы 8314379779
Ко Дню рождения Керженского заповедника (апрель) 21-23 апреля:
– 23апреля «Заповедная жизнь на Керженце» – день, посвященный Керженскому заповеднику, который включает в себя цикл в режиме нон-стоп видеопоказов документальных фильмов о заповеднике.
– «Заповедными тропами: сохраняя будущее» – выставка-экознакомство с Керженским заповедником.
Встречи с читателями в библиотеке и на базе образовательных учреждений
№п/п |
Название встречи, целевая аудитория |
Формы проведения |
Продолжительность встреч |
Кураторв НГОДБ |
1 | «ЭКОсвиток»
4-6 кл |
Проект: дискуссионный экочас, экопрактикум, конкурс эссе, игры | 5 встреч по 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина
(831)437-90-53 |
2 | «Грязная» история»
4-6 кл |
Экочас + Дискуссия «Что делать с тем, что уже не нужно» | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
3 | «Останьтесь на Земле» Старшая группа дет/сада, 1-3 кл. | Кругосветное путешествие по цветным страницам Красной книги | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
4 | «Выжить нельзя умереть»
4, 5-7 классы |
Кругосветное путешествие по цветным страницам Красной книги | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
5 | «Ветер, дождь и облака»
5-6 кл. |
Познавательный ЭкоКластер по одноимённой книге Штефана Рамсторфа . | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
6 | «Экологический календарь»
4-6 кл. |
Интерактивно-познавательный час, совместное творчество – самодельный настенный экологический календарь | 1 час | Наталья Михайловна Хапугина |
7 | «Это – заповедник!»
5-6 кл. |
Экологическая тропа с конкурсами, играми, интеллект-упражнениями | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
8 | «Третья планета от Солнца»
5-6 кл. |
Час удивления по книге М. Ришо «Кратчайшая история Земли». Совместное творчество: «Лента времени» | 1 час | Наталья Михайловна Хапугина |
9 | «Флора против фауны»
5-6 кл. |
Познавательный час по книге Ф. Артца «Умные растения». Интеллектуальные эко-упражнения для команд. | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
10 | «Царство растений полное чудес»
3-4, 5-6 кл. |
ЭкоАссорти + совместное творчество «Цветочные часы» и/или шуточный мини-мастер-класс по латыни «Гербариус» | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
11 | «Невероятные путешествия созревших семян»
3-5 кл. |
Познавательно-литературный час-викторина с комментированным чтением сказки В.С. Рыжакова «Весёлка». | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
12 | «Чудо-дерево»
4-6 кл. |
Ботаническая кругосветка+ биоэкспертиза «Что за дерево?» | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
13 | «Хит-парад полевых трав и цветов»
4-6 кл. |
Познавательный хит-парад по книге А. Стрижева «Золотые травы России». Правила составления гербария +совместное творчество «Цветочные часы» | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
14 | «Грибное царство полное чудес»
4-6 кл. |
Грибные учения-приключения. Тест «Съедобное-несъедобное-ядовитое» +совместное творчество | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
15 | «Про усатых и зубатых, голубых и полосатых»
3-4, 5-6 кл. |
Живое портфолиокитовили Всё наоборот | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
16 | «Профессии животных, живые инструменты и прочие диковины»
3-5 кл. |
Час удивления, совместное творчество | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
17 | «Крылья планеты»
3-6 кл. |
Экочас +видеосюжеты + викторина «Чудо в перьях» + экоплакаты «Возвращайтесь, журавли!» | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
18 | «Мир животных или Любопытные хитрецы, обманщики и фантазёры»
3-5 кл. |
Час удивления. Имитационные игры «Ноев ковчег», «Паутина жизни» | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
19 | «Звери в жизни Джеральда Даррелла»
4-6 кл. |
Познавательный час, совместное творчество | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
20 | «Мозаика живых загадок»
3-5 кл. |
Конкурс знатоков природы. Имитационная игра «Ноев ковчег» | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
21 | «Удивительные обитатели океанов и морей»
3-6 кл. |
Подводное погружение. Викторина. | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
22 | «Мастера на все четыре лапы»
2-5 кл. |
Встречи с домашними животными: Собаки. Профессиональное досье | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
23 | «Кошка. Сама по себе» 2-5 кл. | Встречи с домашними животными. Кот-фолио | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
24 | «Лошади навсегда»
4-6 кл. |
Жизнь замечательных животных | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
25 | «Домашний любимец» 3-4 кл. | Познавательный кластер по одноимённой книге Дж. Уиллис | 45 мин | Наталья Михайловна Хапугина |
26 | «Мы за вас в ответе»
4-5 кл. |
Час интересных сообщений по страницам газеты «Звери. Домашние животные от А до Я» | 45 мин | Наталья
Викторовна Ковлягина 437-90-53 |
27 | «От чистого истока я начинаю путь»
3-4 кл. |
Час проблемного вопроса | 45 мин | Наталья
Викторовна Ковлягина 437-90-53 |
28 | «Чудо Астраханского края»
4-5 кл. |
Заочная экспедиция в Астраханский заповедник + мастер-класс по бумажной пластике «Лотос» | 45 мин | Наталья
Викторовна Ковлягина 437-90-53 |
29 | «Животные в природе и литературе»
3-4 кл. |
Познавательно-литературная викторина | 45 мин | Наталья
Викторовна Ковлягина 437-90-53 |
30 | «Самый добрый жанр в искусстве – анимализм»
4-6 кл. |
Арт-час о памятниках животным | 45 мин | Ольга Николаевна Пономарёва
434-09-21 |
31 | «Вместе круглый год»
3-4 кл. |
Экокалендарь дружбы по рассказам А. Лобела «О Кваке и Жабе» | 45 мин | Наталья Викторовна Морозкина
437-97-79 |
32 | «День Земли»
4-6 кл. |
Экологический круиз +экопрактикум | 45 мин | Людмила Викторовна Просвирнина
437-90-53 |
33 | «Сохранить планету, сохранить себя?»
5-7 кл. |
Игра по кейс-методу по рассказу Л. Петрушевской «Остров Арарат» | 45 мин | Ирина
Ильинична Романенко 437-98-04 |
34 | «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства»
4-6 кл. |
Литературная игра-реконструкция по повести С. Востокова «Фрося Коровина» | 45 мин | Ирина
Ильинична Романенко |
35 | «Путями доброты»
6-8 кл |
Урок мудрости
с Д.С. Лихачевым |
45 мин | Ирина
Ильинична Романенко |
36 | «Природа родного края»
3-5 кл. |
Эколого-краеведческая игра | 45 мин | Любовь Вениаминовна Сускина
437-97-79 |
37 | «Литературная ЭКОстрока нижегородцев»
6-8 кл. |
Литературно-экологическая игра | 45 мин | Любовь Вениаминовна Сускина |
38 | «Нижегородская земля – край рек и озер»
3-5 классы |
Эколого-краеведческий калейдоскоп+определяем чистоту воды
(проводится только в библиотеке) |
45 мин | Любовь Вениаминовна Сускина |
39 | «Растения Нижегородской земли»
4-5 кл. |
Эко-путешествие
(проводится только в библиотеке) |
45 мин | Любовь Вениаминовна Сускина |
40 | «По страницам Красной книги Нижегородской области»
3 – 6 кл. |
Эко-знакомство | 45 мин | Любовь Вениаминовна Сускина |
41 | «Экология
по-нижегородски» |
Экологическая игра-познание | 45 мин | Любовь Вениаминовна Сускина |
42 | «Они писали о природе»
2-3 кл. |
Литературная эко-игра. Писатели-юбиляры 2017 года | 45 мин | Наталья Евгеньевна Сонина
434-09-21 |
43 | «Трэш-арт»
4-5 кл. |
Мастер-класс | 45 мин | Наталья Евгеньевна Сонина
434-09-21 |
44 | «Бестиарий в современной библиотеке» 4-5 кл | Занятия-фантазии | 45 мин | Наталья Евгеньевна Сонина
434-09-21 |
45 |
«Древология по-Горькому» 6-9 кл. |
Ботанический квест по скверу на площади Горького | 1 час | Анна Викторовна Сайченкова
437-97-79 |
46 | «Они разные, но им суждено подружиться» 1-2 кл | Эвристическая беседа по книге У. Стейга «Амос и Борис». | 45 мин | Мария Анатольевна Огурцова
437-97-79 |
47 | «Мы – звездная пыль» 2-3 кл | Познавательный кластер по книге Э. Келси «Мы – звездная пыль». | 45 мин | Мария Анатольевна Огурцова
437-97-79 |
48 | «Экологический Кодекс человека разумного»
5-7 кл |
Конкурс | 45 мин | Ирина
Анатольевна Соломина 434-09-21 |
49 | «Будь человеком, человек!»
4-5 кл. |
Воркшоп. По страницам Красной книги. | 45 мин | Ирина
Анатольевна Соломина 434-09-21 |