Нижний в картинах художников. Карл-Вильгельм Рабус
Рубрику «Нижний Новгород в картинах художников» продолжает Карл-Вильгельм Рабус. Любуемся на «Вид Нижегородского кремля» – картину, которая была написана в 1840-е годы.
Карл-Вильгельм Иванович Рабус (1800-1857) – живописец-пейзажист, сын немца-гувернера при воспитанниках Академии художеств. Учился в Императорской Академии художеств у М.М. Иванова, М.И. Воробьева. За «Вид Гурзуфа» (в музее Академии художеств) в 1827 г. получил звание академика. Совершил путешествие в Турцию, Грецию, Германию. По возвращении поселился в Москве. Преподавал перспективу в Кремлевском дворцовом училище и в Константиновском межевом институте. Состоял профессором пейзажной живописи и перспективы в Строгановской школе и в Училище живописи и ваяния в 1842-1857 гг. Наиболее известные работы: «Вид храма Василия Блаженного», «Вид Кремля при лунном свете», «Рыбачья хижина на берегу Мраморного моря» и «Вид Спасских ворот Московского Кремля при лунном свете».
Что же представляет собой картина «Вид Нижегородского кремля»? Пейзаж К.И. Рабуса по праву можно считать одной из лучших работ в иконографии Нижнего Новгорода. Поэтичность и тонкость изображения сочетаются с конкретной передачей деталей на этой романтической акварели. На переднем плане показана часть кремлевского холма с делящим Кремль надвое Ивановским съездом, хорошо просматривается проездная арка Ивановской башни. Чуть налево вдалеке видна церковь Иоанна Предтечи. Мощные кубы кремлевских башен, шпили, шатры и главки храмов создают систему вертикальных доминант, на которых держится композиция работы.
Две вздымающиеся ввысь колокольни: церкви Симеона Столпника с шатровым верхом и Никольской Нижнепосадской со стройным шпилем подобны стрелам, пущенным в небо.
По речной глади широко разлившейся Волги, которая вдали сливается с небом, и полноводной Оки скользит целая флотилия судов и суденышек. На противоположном берегу в дымке теряются очертания грех ярмарочных храмов: армянской церкви, Спасского собора, татарской мечети.
Армянская церковь (слева) и мечеть (справа) расположены по одной оси и похожи по архитектуре, но «на армянской церкви устроен купол, увенчанный крестом, а на мечети – небольшой минарет с высоким шпилем, оканчивающимся полумесяцем», – писал Н.И. Храмцовский.