Нижний Новгород в картинах художников. Андрей Мельников.

Сын  нижегородского писателя П.И. Мельникова-Печерского – личность не менее известная. Знакомьтесь, Андрей Павлович Мельников (1855-1930) – историк, архивист, краевед, этнограф и художник.

Владимир Короленко так отзывался о его пейзажах: «У него есть недостатки, но заслуга его в том, что он обращается с большой любовью к родной и близкой природе».

Андрей Мельников провел детство в Петербурге и в Москве, в 1872 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания переехал в родной Нижний, где служил чиновником особых поручений при губернаторе.

Участник всех нижегородских художественных выставок, член Нижегородской губернской архивной комиссии. Автор книг «Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки», «Нижегородская старина. Путеводитель», а также сборника неопубликованных материалов об отце П.И. Мельникове-Печерском.

Занимался археологическими изысканиями и фотофиксацией памятников нижегородского зодчества.

Страстное увлечение краеведением наложило отпечаток на всю деятельность Андрея Мельникова. Если он занимается фотографией – то делает снимки памятников нижегородского зодчества, коллекцию которых затем представит на археологическом форуме в Ярославле. Если рисует – то в первую очередь изображает памятники нижегородской архитектуры.

Сотню редких фотографий видов Волги и поволжских берегов вместе с 48 собственными карандашными рисунками и 7 работами маслом Андрей Павлович подарил библиотеке Нижегородской губернской учетной архивной комиссии.

Сегодня мы знакомимся с рисунком Мельникова «Белая башня». Мельников нашел необычное место работы на пленэре. Руинированные стены, одиноко вздымающаяся к небу Белая башня, колокольня Живоносновской церкви (находилась на нижнем базаре, а ныне утрачена) под Кремлевской стеной напоминают романтические картины французских и итальянских художников.

От Белой башни – одной из восьми круглых кремлевских башен – начинается участок разрушенной стены до Борисоглебской башни. Пройдет два десятилетия – и Мельников с горечью напишет в своем путеводителе «Нижегородская старина», изданном в первые годы после революции: «В настоящее время Кремль опять начинает приходить в крайнюю ветхость…».

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons