Обыкновенный гений Александр Птушко

Уолт Дисней прислал ему восторженное письмо: «Ради Бога, приезжайте, я дам вам любую студию!» Но он отказался: «Русский человек никуда из России не уедет!»

Этот человек совершил настоящий прорыв в мировой мультипликации, а на все похвалы отвечал как мудрый волшебник из сказок: «Ничего удивительного, ведь я – обыкновенный гений». Сегодня в рубрике «АртВинегрет» –  режиссер, мультипликатор и мастер сказочного жанра Александр Лукич Птушко.

  • Александр Птушко родился в 1900 году в Луганске. Родители его были простыми крестьянами. Будущий мультипликатор попробовал не одну профессию: корреспондент, актер, художник-декоратор, кукольный мастер. И даже учился в Московском институте народного хозяйства.
  • В 1928 году Птушко выпустил серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина, которого позже перенес и в рисованные мультфильмы. Именно здесь он впервые использовал свой метод кино-иллюзии.
  • Его фильм «Новый Гулливер» с объемной анимацией вышел в 1935 году и стал для своего времени настоящим чудом! Птушко использовал здесь множество новых и оригинальных приемов. Например, метод комбинированной съемки – чтобы органически совместить на экране «игру» 1500 кукол с игрой живых актеров. Да и для создания самих кукол режиссеру пришлось немало потрудиться. Так как мультипликатор обладал тягой к технике, он сам лично разрабатывал конструкции кукол и долго экспериментировал с их движением и мимикой в кадре.

«Новый Гулливер» был даже награжден специальным призом на Международном кинофестивале в Милане.  Говорят, это творение Птушко высоко оценил и Чарли Чаплин, а голливудские критики назвали нашего творца «русским Спилбергом».

  • А в 1939 году вышел «Золотой ключик». Кажущийся мультфильмом, на самом деле он только частично кукольный. Мультипликационный эффект здесь достигнут за счет совмещенных и комбинированных съемок. Для зрителя это осталось незаметным, но большая часть кукол в фильме – это переодетые в кукольные костюмы актеры! А чтобы создать разницу в размере, когда актеры-люди совмещались с актерами-куклами, режиссер использовал визуальное совмещение дальнего и ближнего плана. И по сей день «Золотой ключик» показывают в кинематографических школах в качестве примера, как путем минимальных затрат создать настоящие спецэффекты.
  • Первый послевоенный фильм Птушко – «Каменный цветок» по сказам Павла Бажова – получил Приз жюри в Каннах за лучшее цветовое решение. Вместе с «Садко» Александр Лукич увез из Венеции Серебряного льва, а с «Ильёй Муромцем» попал в Книгу рекордов Гиннесса – за то, что снял в своей картине немыслимое количество массовки — 104 тысячи человек!
  • Пожалуй, самое необычное творение Александра Птушко  – «Руслан  и Людмила». На создание фильма у режиссера ушло целых четыре года, но работа того стоила! Были построены невероятных размеров декорации и сшито множество великолепных костюмов. Одна только говорящая голова,  стерегущая меч-кладенец чего стоит! А еще летающий карлик Черномор и подземные гиганты – все это творения рук Александра Лукича.

Кстати, Птушко пришлось придумывать, как оснастить площадку… попугаями! Так, в одном из эпизодов  должны были участвовать 300 экзотических пернатых. Но так вышло, что реквизиторы насобирали «с миру по нитке» лишь несколько птиц. В итоге Птушко потребовал раскрасить голубей и прицепить им бутафорские хвосты. На премьерных показах никто из зрителей подмены не заметил.

  • Александр Лукич умел буквально все! Во время войны научился шить обувь. Мастерил из дерева босоножки, сверху покрывал их кожей или замшей, и в эвакуации весь «лауреатник» ходил в этих модных обувках. Затем стал вышивать знамена, и в тяжелые времена это спасало семью в материальном плане.
  • В перерывах между съёмками своих сказок Птушко писал сценарии. Один из них – по «Вию» Гоголя. Снимать «ужастик» он не собирался, подарил сценарий начинающим режиссёрам. Но посмотрев первые эпизоды, был разочарован — молодёжь не справилась. Пришлось браться за дело самому! И он снял такого «Вия», который до сих пор пугает видавших виды любителей ужасов.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons