Зима и лето Игоря Грабаря

Он был не просто художником!  Один из основателей реставрационного искусства и музейного дела, реформатор Третьяковской галереи… Сегодня в рубрике «АртВинегрет» –  Игорь Эммануилович Грабарь.

О профессиональной деятельности Грабаря известно много, а вот подробности его личной жизни до сих пор покрыты тайной. Ключиком к разгадке может служить его картина «Васильки». Но обо всем по порядку…

В вы знаете, что…

– Игорь Грабарь поступил сразу на два факультета Петербургского университета — юридический и историко-филологический. И, что удивительно, успешно учился на обоих! Но не остановился на достигнутом: поступил в Академию художеств и попал в ученики к самому Илье Репину. Во время учебы посетил Европу, где всерьез увлекся импрессионизмом.

– Он умел видеть необычное в обычном и создал новый образ русской природы. Грабарь вошел в историю живописи как «поэт русской зимы».

Одна из самых известных работ художника – «Февральская лазурь». На фоне яркого синего неба сияют ветви берез, покрытые инеем. Эту картину художник писал не в мастерской, а как настоящий импрессионист, под открытым небом – стойко перенося мороз. «Я прорыл в глубоком снегу траншею, в которой и поместился с мольбертом и большим холстом…», – вспоминал мастер.

– Грабарь писал иней «на всякие лады» — в утренние и вечерние часы, при солнце и в пасмурный день. Делал маленькие цветные наброски, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у художника около сотни — «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

– Также художник занимался критической и исследовательской деятельностью. Создав Центральную реставрационную мастерскую, помог спасти многие произведения древнерусского искусства – иконы и фрески в Новгороде, Пскове, Владимире и других городах.

Задачей мастера было не только восстановление памятников искусства, но изменение подхода к самому процессу: если раньше реставрацию считали ремонтом, то Грабарь стремился сделать ее наукой и привлекал специалистов в области химии, физики и микробиологии.

– В военные и послевоенные годы художник оценивал потери музеев в результате военных действий, реставрировал икону Андрея Рублева «Троица», редактировал «Историю русского искусства».

А что же с личной жизнью художника?

С будущей женой Валентиной Мещериной Грабарь познакомился в имении Дугино, где проживал его друг и художник Николай Мещерин (Валентина приходилась ему племянницей). Девушка была настоящей красавицей с огненными рыжими волосами.

Дом Грабарей был полной чашей, в семье родились двое детей – Ольга и Мстислав. Казалось, жить да радоваться, но судьба приготовила им испытание. Валентина начала терять рассудок, у нее обнаружили тяжелое гормональное заболевание.

Лечение в клинике для партработников не дало результатов: женщина вернулась в семью совсем другим человеком. Не было в ней уже ни жизнелюбия, ни энергии. Дома она прожила совсем немного, и… исчезла. Ушла от мужа и детей. Все попытки найти ее оказались тщетны.

Через некоторое время опекать Игоря Грабаря и его двух детей стала родная сестра Валентины – Мария. На картине «Васильки» изображены обе женщины – рыжеволосая Валентина и темноволосая Мария. Обе в разные годы были женами художника.

Что касается детей Игоря Грабаря, Ольги и Мстислава, их судьбы тоже примечательны. Мстислав стал талантливым математиком, а Ольга – биологом. В университет Ольга поступила в 1940 году, а, спустя три года добровольно ушла на фронт. На войне служила переводчиком – сначала в разведке, после – в стрелковом корпусе. Вернувшись с фронта, закончила учебу, но наукой заниматься не бросила. Через несколько лет защитила кандидатскую и докторскую диссертации.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons