Иван Крамской: видеть душу

Бунтарь от искусства, идеологпередвижничества, советник коллекционера Павла Третьякова, создавшего знаменитую на весь мир Третьяковскую галерею…Сегодня в рубрике  «АртВинегрет» –  Иван Николаевич Крамской, талантливый живописец, художественный  критик, авторитетный общественный деятель, много сделавший для активного продвижения русской живописи и возникновению по всей стране художественных школ, училищ и музеев.  

А вы знаете, что…

  • Первая работа Крамского – ретушёр у фотографа Михаила Тулинова. Акварелью он  подправлял портреты людей на снимках. А спустя год после работы в фотоателье с первого раза поступил в Академию художеств.
  • Здесь же, в Академии, он познакомился со своей будущей женой Софьей. Девушка попала в неприятную историю: у неё был роман с женатым художником, который сбежал за границу со своей законной супругой, оставив Софью на произвол судьбы. Конечно, в обществе девушку осуждали, но Крамской так сильно влюблён, что его не волновало мнение окружающих.
  • За картину «Моисей источает воду из скалы» художник получил малую золотую медаль. Однако и Крамскому, и другим ученикам Академии хотелось больше свободы. Когда им предложили конкурсную тему «Пир в Валгалле» (автор лучшей картины получал большую золотую медаль и возможность поехать в Париж), студенты отказались и подали прошение, чтобы каждому разрешили разрабатывать свою тему. Совет Академии отказал. Тогда 14 лучших выпускников во главе с Крамским покинули Академию и основали первую в России Артель свободных художников, просуществовавшую до 1871 года. Это событие вошло в историю искусства как «Бунт четырнадцати».
  • В 1870 было создано «Товарищество передвижников», которое  проводило передвижные выставки и вело просветительскую деятельность. Его участники – известные художники того времени: Васнецов, Репин, Суриков, Шишкин, Левитан. На первый выставке Крамской представил картину «Русалки» по мотивам повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для работы над картиной Крамской уехал в село Хотень Харьковской губернии. Эту работу купил для своей коллекции Павел Третьяков.
  • Крамской – один из лучших портретистов своего времени. Большинство работ мастера были заказными, но и в них он умел показать всю «драму сердца», что и поражало современников. Так, Павел Третьяков заказал ему галерею портретов выдающихся людей, среди которых – Лев Толстой, Николай Некрасов, Александр Грибоедов, Михаил Салтыков-Щедрин… Однако сам художник был уверен: раскрыть суть национального характера и психологии народа можно только через образ русского крестьянина. Такой переход от написания портретов знатных особ до простого люда позволил зрителям задуматься: кто же такой крестьянин? Чем он живети о чем думает?
  • Среди шедевров портретной живописи художника – портрет Толстого, выполненный в Ясной Поляне. Как известно, самые известные изображения Льва Толстого — в виде седовласого старца. Крамскому же удалось написать портрет писателя, когда он был в самом расцвете лет!Для работы над портретом Крамской приехал в Козловку-Засеку неподалеку от Ясной Поляны. Писатель долго не соглашался позировать. И всё-таки Крамскому удалось уговорить его на несколько сеансов. Работадлилась меньше месяца. По свидетельству членов семьи, художник с натуры написал только лицо и руки, а все остальное — по памяти.Во время сеансов Крамской и Толстой вели беседы об искусстве и жизни.

Писатель привлёк художника своей энергией, умом и простотой внешнего облика. «На гения смахивает», — говорил о нём Крамской. Личность художника тоже впечатлила Льва Николаевича. Он даже сделал Крамского прототипом художника Михайлова, которому Вронский в пятой части романа «Анна Каренина» заказывает портрет Анны.

  • В храме Христа Спасителя в Москве купол украшает роспись Ивана Крамского. Главный архитектор храма Константин Тон поручил работу профессору Алексею Маркову из Академии художеств – за 75 тысяч рублей. Марков взял в помощники своего ученика Евграфа Сорокина. Правда, его вариант росписи привёл заказчика в ужас! Исправлять работу позвали Крамского, заплатив ему всего десять тысяч рублей. Работа с Марковым злила Крамского, он называл профессора «скотиной» и говорил, что тот «нерешителен, вял, стар и никуда не годен».
  • О его картине «Христос в пустыне» 1872 года Лев Толстой писал: «Это лучший Христос, которого я знаю». Над этим произведением художник работал более пяти лет. Крамской говорил: «Это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…».
  • Пожалуй, одна из самых знаменитых работ Крамского – портрет, получивший название  «Неизвестная». На картине изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту. Личность ее художник оставил тайной. Даже в его письмах и дневниках нет никаких упоминаний. Красавица, смотрящая на зрителей свысока, одета по последней моде: шляпка «Франсиск» с пером, отделанное собольим мехом пальто, золотой браслет… Все эти вещи стоили недёшево. Кстати, в светском обществе того времени считалось неприличным надевать столь модные наряды, да ещё и выставлять их напоказ.

Любопытно, что Третьякову картинасперва не понравилась, и тогда живописец продал ее мелкому коллекционеру. «Неизвестная» долго кочевала от одного владельца к другому. И только в 1925 годузаняла достойное место  в Третьяковке.

  • Из-за большого количества заказов у художника оставалось мало времени, чтобы писать «для души». Некоторые работы он так и не успел закончить. Среди них «Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника, и Софьи Ивановны Крамской, дочери художника».
  • Дочь  Крамского Софья продолжила дело отца,  работала во многих жанрах – была графиком, миниатюристом, акварелистом. Художница стала настолько знаменитой, что в 1890-1900 годах именно ее пригласили для написания портретов царской семьи!
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons