История одной картины. «Золотая осень»
На дворе – золотая осень! Как говорил Чехов, “левитанистое время”.
Сегодня в рубрике «История одной картины» – одна из самых известных работ Исаака Левитана.
Топ-5 фактов о картине «Золотая осень» и ее создателе!
- Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья Левитана, художнику приходилось нелегко. Преподаватели свысока смотрели на его пейзажи: по их мнению, еврейский мальчик не должен покушаться на темы коренных русских художников! Тем не менее, именно Левитан ввёл моду на Плёс, волжские просторы, леса и поля…
- Изначально картина называлась «Осень» и не нравилась автору. Левитан считал ее слишком грубой и вскоре написал другое полотно, которое назвал «Золотая осень». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.
- Пейзаж был написан в имении Горка в Тверской губернии, где художник гостил у друзей. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.
- Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем «Золотая осень» поехала по стране: Москва, Нижний Новгород, Харьков…
В Харькове картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырёк настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдёте «рану» — её искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.
- Картина производит впечатление яркой и солнечной, хотя солнца на полотне совсем нет. Исаак Левитан будто растворил его в самом воздухе.
Переплетение света и цвета на полотне, энергичные мазки кистью, ощущение тёплого воздуха отсылают зрителя к импрессионизму, который в то время завоёвывал всё больше любителей искусства