Нижегородские ученые. Николай Альбов

Об этом русском ученом в Аргентине помнят до сих пор — там он считается одним из первых исследователей Огненной Земли! Его имя носят 18 видов растений, а собранные им коллекции хранятся в России, Грузии, Швейцарии, Франции и Аргентине.В рубрике «Нижегородские ученые» – ботаник, географ и путешественник Николай Михайлович Альбов.

«Я скитаюсь, как настоящий цыган, но везде оставляю за собой настоящий след — «на песках времени». Этот след не пропадает даром. Им воспользуются другие, пойдут по проторённой мною дороге, и результатом этого будет, полагаю, некоторая положительная польза для науки и общества». Его слова оказались пророческими. Он успел за свои 30 лет сделать столько, сколько другие не успевают сделать за куда более долгую жизнь!

Николай Михайлович Альбов происходил из семьи полкового священника, родился в селе Павлово Нижегородской губернии. Настоящая фамилия учёного – Михайлов, а Альбов – прозвище, которое он получил в гимназии. В классе было ещё два Михайлова, и чтобы их различать – им дали прозвища. Вот светловолосый Михайлов и получил прозвище Аlba – от латинского «белый».

Вскоре семья переехала в город Нижний Новгород, а потом в город Шую Владимирской губернии.

Николай Михайлович сделал существенный вклад в познание не только отечественной территории, но и части Америки. Своими исследованиями Огненной Земли Альбов прославил русское имя за границей.

Каким же был путь ученого?

В 1889 году он отправился в экспедицию по побережью Абхазии. Этот регион Альбов исходил пешком вдоль и поперек. Исследования растительного мира Кавказа сделало имя молодого ученого широко известным в научных кругах. За работу «Характеристика растительных поясов Абхазии» он получил степень кандидата естественных наук. В своих кавказских путешествиях проводил также общегеографические и этнографические наблюдения. Например, им открыт ряд ледников и озер в западном Закавказье, изучен быт абхазцев, совершена поездка в Азиатскую Турцию (Лазистан) и т. д.

В 1895 году в Тифлисе вышел обобщающий труд Альбова «Материалы для флоры Колхиды», который и сегодня не потерял своего научного значения. В том же году он принял нелегкое решение оставить Родину навсегда. Причина была банальной — Альбов мечтал жить и работать на Кавказе, но никакой службы для него там не находилось. А между тем ему предложили место директора отдела ботаники в музее… аргентинского города Ла-Плата.

Прибыв в Аргентину, Альбов сразу же включился в музейную работу. Отдела ботаники, директором которого он был назначен, еще не существовало, его приходилось создавать с нуля. Кроме того, Альбов начал исследования нового для него региона. За несколько лет он предпринял несколько поездок: в Парагвай, Патагонию, Южные Кордильеры, на Огненную Землю. Результатом стали три внушительные по объему книги: две из них — «Природа Огненной Земли» и «Заметки о флоре Огненной Земли» – в 1899 году были оперативно переведены с испанского и французского старшей сестрой Альбова Александрой и вышли в Москве.

За свои заслуги ученый в 1896 году был избран действительным членом Российского Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Последнюю экспедицию в жизни Альбов совершил в 1897 году – в Уругвай. В этой поездке тяжело заболел и скончался в столице Уругвая Монтевидео. Ему был всего 31 год. Похоронили Николая Михайловича в Аргентине, в городе Ла-Плата, в музее которого он трудился.

Особое внимание Альбов обращал на изучение флоры и растительности тех территорий, которые посетил. Он собрал и обработал обширные ботанические коллекции, послужившие ему базой для многочисленных статей как по систематике растений, так и по ботанической географии. Впервые в науке выявил своеобразие и древность флоры и растительности известняков западного Закавказья (Абхазия, Мингрелия, Самурзакань, Черноморский округ)! Он подробно изучил растительный покров известняковых хребтов этих мест и обнаружил ряд свойственных только им видов растений, по которым сразу, без специальных геологических исследований, можно судить о некоторых чертах геологического строения этих гор. Эти виды растений являются указателями (индикаторами) определенной горной породы, в данном случае — известняков.

А еще он в совершенстве знал английский, французский, немецкий, испанский, немного — итальянский, позже выучил татарский, несколько кавказских языков и индейских диалектов!

О русском ученом-эмигранте в Аргентине помнят до сих пор — там он считается одним из первых исследователей Огненной Земли, ему установлены памятники. Его имя носит 18 видов растений, в 1937 году его имя получили одно из описанных им Ацетукских озер в верховьях реки Мзымты на Западном Кавказе и горный пик на Западном Кавказе, а собранные им коллекции хранятся в России, Грузии, Швейцарии, Франции и Аргентине. И в родном Павлово его имя носит одна из улиц города.

Литература:

  • Вехов Н. Первопроходец “Абхазских Альп” / Н.
  • Вехов // Наука и жизнь. – 2019.-№1. – С. 81-90.
  • Люди земли павловской / Отд. культуры Адм. г. Павлова ; Гор.клуб краеведов. – Павлово : Б. и., 1994. – 171, [1] с.
  • Ухин В. А. Люди творческой мысли : механики и конструкторы.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons