Мой любимый SПУТНИК. Пина Бауш

Продолжаем проект о женщинах, которые занимают особое место в мире искусства!

SПУТНИК №5 – Пина Бауш (1940-2009 г.г.) –  знаменитая немецкая танцовщица и не менее знаменитая постановщица и хореограф. Сцену она могла превратить то в зал провинциального кафе, то в цветочное поле или джунгли. Она была музой режиссеров Федерико Феллини, Педро Альмодовара, Вима Вендерса и дизайнера Йоджи Ямамото.

Те, кто общался с Пиной лично, говорили, что  выглядела она всю жизнь, до старости, как очень юный человек – небольшого роста, тонкокостная, с плавными движениями, публичности сторонилась, держалась скромно. Но, как это часто бывает, хрупкие с виду люди на поверку оказываются мраморными атлантами, подпирающими мир. Без Пины –  с ее  страстью, талантом, умом и смелостью – современный танец был бы другим.

Благодаря Пине навсегда изменился современный балет. Дело не только в том, что сами движения Пины и ее танцовщиков на сцене особенные. Ее герои то лавируют среди столиков кафе, то играют с бутонами гвоздики, гора которых возвышается на сцене, то катаются по полу, усыпанному землей, то едят прямо на сцене.  В ее постановках с потолка льется вода, а наряду с людьми играют животные — появляются кролики, куры, собаки, а иногда даже крокодилы, морж и самый настоящий бегемот. Часто танцовщики на сцене разговаривают, шутят, иногда — кричат.

При этом все, что задумывала и воплощала Бауш на сцене, как будто контрастировало с тем, как жила, чувствовала и выглядела она сама. Родившаяся в Германии во время войны, с детства привыкшая к звуку бомбежек и готовая в любой момент бежать в убежище, она ненавидела шум и обожала тишину, даже ссора незнакомых людей на улице могла выбить ее из колеи.

Также сторонилась она ярких или экстравагантных вещей. Впрочем, любимый модный дизайнер — человек, с которым она всю жизнь дружила и для которого стала музой, — в жизни Пины Бауш все-таки был: Йоджи Ямамото.

Их дружба не единожды выливалась в сотрудничество. В 1998 году Ямамото создал костюмы для выступления в честь 25-летия вуппертальской труппы. В их числе — длинное черное платье-туника с треугольным вырезом на груди для самой Пины. Оно скроено так, чтобы не сковывать движений. Запястья Бауш выступают из рукавов и на контрасте с черной тканью кажутся еще тоньше, а каждый жест становится еще значительнее.

Пина Бауш всю жизнь оставалась по-детски открыта всему новому. Она дружила с Вимом Вендерсом, и в 2009 году, когда ей было уже 68, согласилась стать героиней его документального ЗD-фильма «Пина. Танец страсти». Через несколько месяцев, в разгар съемок, у заядлой курильщицы Бауш диагностировали рак легких, а еще через пять дней она умерла…

Вендерс все равно решил доснять фильм о своей подруге. И не зря. Фильм собрал в мировом прокате больше 14 миллионов долларов и получил номинацию на «Оскар». На экране артисты в великолепных костюмах полтора часа танцуют и прославляют жизнь и все ее стороны — от страсти до страха. Кажется, лучшего завещания Пины Бауш — женщины, которая жила «тихо» и носила черное, — нельзя представить…

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons