Александра Потанина: «Лучше в юрте, чем в Петербурге!»

Первая русская путешественница-исследователь Центральной Азии, этнограф, одна из первых женщин в Русском географическом обществе. «Лучше в юрте, чем в Петербурге!» – говорила она. Всю жизнь изучала жизнь бурятов, монголов, китайцев и умерла в пути…

В рубрике «Нижегородские ученые» – Александра Викторовна Потанина (1843-1893). Удивительная история жизни и любви.

Долгие годы точное место и дата ее рождения не были известны. В одних источниках упоминался Нижний Новгород, в других – Горбатов. С датой рождения тоже были разногласия.  И лишь совсем недавно Ольга Барыкина – исследователь, краевед и друг нашей библиотеки – установила точную дату – 26 января 1843 года. В архиве удалось найти метрическую запись за 1843 год, ведомости о работе отца. Согласно документам, родилась Александра в Нижнем Новгороде, была крещена в Георгиевской церкви.

Фамилию Лаврский ее отец получил по окончании духовной семинарии. Служил профессором истории и греческого языка, экономом, помощником инспектора Нижегородской семинарии. В семье Лаврских было восемь детей, трое из которых умерли во младенчестве.

Саша, по собственным воспоминаниям, росла болезненным и нервным ребенком. Училась на дому. Первые уроки чтения и письма ей давала мать, а другим наукам обучал старший брат Валериан.

Невеста с местом

После смерти отца Александра осталась «невестой с местом». Чтобы сохранить место в приходе отца, ей следовало выйти замуж за священника. Но такая перспектива девушку совсем не радовала. Она мечтала о другой жизни. Поэтому уговорила Валериана занять место отца. Сама же осталась на прежнем месте, открыв домашнюю школу.

Когда через пять лет в Нижнем Новгороде начало работу женское епархиальное училище (находилось на улице Большой Покровской), Александра устроилась туда воспитательницей.

В 30 лет Александра познакомилась с 38-летним Григорием Потаниным – путешественником и публицистом. Они поженились и переехали в Петербург. Там Потанина стала учить языки и посещать университет. Своим примером она вдохновила многих женщин получать образование, хотя в то время это было не принято.

Болезнь сердца и предостережения врачей не остановили смелую женщину: в 33 года она с мужем поехала в свою первую экспедицию в Монголию. Всего же за свою жизнь Потанина участвовала в четырёх экспедициях по Центральной Азии.

Награда за стирку

В путешествиях Александра закупала провиант, распоряжалась финансами и даже стирала бельё. Параллельно помогала местному населению – лечила детей, учила женщин вязать.

Но самое главное – её исследовательская работа. Потанина наравне с мужем составляла карты путешествий, собирала научные сведения, срисовывала диковинные предметы. Находясь среди народов, которые неохотно общались с чужаками, Александра умела завоевать доверие женщин-азиаток, которые рассказывали ей о своих обычаях, верованиях, ведении хозяйства… Литературные записи и очерки стали свидетельством большого таланта и меткого наблюдательного взгляда путешественницы.

Александра Викторовна стала одной из первых женщин, которые выступили публично, с кафедры. В начале 1880-х годов в Иркутске она активно сотрудничала с «Восточным обозрением», где вела иностранную рубрику. Здесь ее стали регулярно приглашать выступать с докладами.

Из скромности Потанина называла свой выдающийся вклад в географическую науку черновой технической работой. За «Рассказы о бурятах, их вере и обычаях» она первой из женщин получила золотую медаль Русского географического общества. После чего пошутила, что это награда за стирку.

Последняя экспедиция

В 50 лет Потанина отправилась в свою последнюю экспедицию – в Китай.

Часть пути нужно было преодолеть на конных монгольских “каретах”. Тряска повлияла на сердце Александры. Врач в Пекине рекомендовал путешественникам вернуться, но она не могла подвести и бросить все на полпути.

Дальнейший путь женщина преодолевала на носилках… Все это время она не переставала вести записи и делать зарисовки.

Даже паралич не смог остановить Александру! Она уговорила членов экспедиции идти дальше. На пути в Шанхай у Потаниной случился второй удар, от которого она так и не смогла оправиться…

Похоронили ее в Бурятии. Григорий Потанин пережил супругу на 23 года. За все это время он лишь однажды отправился в экспедицию. Он не переставал винить себя за то, что не доглядел за супругой.

Память о легендарной путешественницы увековечена в названиях ледника в Монгольском Алтае и кратера на Венере. В Нижнем Новгороде ее имя носит улица в Приокском районе. На втором корпусе Мининского университета на площади Минина и Пожарского установлена мемориальная доска.

В Иркутске имя Потаниной носит центральная городская библиотека!

 Что ещё почитать?

Данилова Т. Н. Богини далеких странствий / Т. Н. Данилова. – Москва : Вече, 2006. – 381, [1] с., [4] л. ил. – (Мир женщины).

Долгинова Е. Истории для маленьких мечтательниц : [0+] / Е. Долгинова. – Москва : Clever, cop. 2019. – 118 с. – (Истории удивительных женщин).

Замечательные женщины-нижегородки XIX – начала XX вв. : биобиблиогр. очерки / [авт.-сост. О. В. Григорьева]. – 2-е изд. – Нижний Новгород : Пламя, 2007. – 71 с. : ил. ; 21 см. – (Листая страницы истории ).

Потанин Г. Н. Сибирь. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия длиною в жизнь : [6+] / Г. Н. Потанин, А. В. Потанина ; Русское географическое общество. – Москва : Эксмо, 2017. – 439 с., [10] л. ил. : ил. – (Великие русские путешественники).

Ухин В. А. Люди творческой мысли : механики и конструкторы, изобретатели, географы и путешественники, авиаторы, химики, фотографы / В. А. Ухин. – Горький : Горьк. кн. изд-во, 1956. – 210 с.

Шкуркин М. П. Точка опоры : жизнь замечательных деяний / М. П. Шкуркин. – Нижний Новгород : Исток, cop. 2013. – 342, [1] с.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons