Портрет Анны Павловой
Про эту картину говорили: «Портрет Павловой вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова»!
В Международный день танца (29 апреля) в рубрике «История одной картины» – портрет прославленной русской балерины кисти Валентина Серова.
Это даже не картина, а скорее плакат, афиша, которая благодаря высокому уровню исполнения занимает достойное место в творческом наследии художника.
…1909 год, первые «Русские сезоны» во Франции… Дягилев ставит балет «Сильфида», а для наглядного представления всего цикла весенних спектаклей с участием Анны Павловой просит Серова нарисовать афишу… На тот момент Павлова была уже известной танцовщицей – буквально олицетворением русского балета начала ХХ века!
Анна
Она посетила с гастролями 44 страны. Танцевала для искателей жемчуга в Австралии и шахтёров в Америке, для шведского короля и английской аристократии, но прежде всего – для себя.
Будущая женщина-лебедь родилась в семье прачки и запасного рядового из крестьян Тверской губернии. Девочка казалась столь слабой, что никто не надеялся, что она выживет.
Анна часто хворала, росла очень худенькой и хрупкой. “Вот-вот улетит наша Нюрочка”, – улыбались окружающие, не подозревая, какой силой воли обладает девочка. “Я буду танцевать, как принцесса Аврора”, – говорила маленькая Анна – и добилась своей цели!
Современники сравнивали балерину с пушинкой, облаком, танцующим осенним листком и даже языками пламени. Валентину Серову удалось “поймать” и передать на холсте легендарную виртуозную технику Павловой, с которой она «порхала» по театральным сценам.
Портрет
Павлова позировала 11 сеансов. Чтобы художник мог уловить движение, ей приходилось замирать в одной позиции. В итоге Серов нарисовал танцовщицу всего несколькими штрихами — в натуральную величину, на холсте, покрытом синей краской. Балерина изображена изящной, невесомой… словно неземное создание, не танцующее на сцене, а парящее в воздухе.
Благодаря картине, созданной Серовым, стало возможным заявить о балете Дягилева как о синтезе музыки, танца и живописи. Расклеенная по всему Парижу, афиша произвела настоящий фурор.
«Каким прелестным, каким благородным казался этот огромный синий лист с рисунком порхающей «Жизели» среди крикливых ярмарочных реклам парижских улиц», – описывал свои впечатления Александр Бенуа.