Как песня помогала побеждать

Эти мелодии советский народ пел в самые тяжёлые времена. Удивительные по своей простоте и силе слова проникали в сердце каждого солдата и придавали уверенность: Победа будет за нами! Истории военных мелодий – в нашей праздничной подборке.
«Священная война»

Это первая песня, поступившая на «вооружение» Советской Армии. Василий Лебедев-Кумач написал ее слова ещё до(!) начала войны. А 24 июня 1941 года текст попался на глаза композитору Александру Александрову. В тот же день он облачил стихи в сталь музыки.

«Священная война» впервые прозвучала 27 июля 1941 года на Белорусском вокзале. Накануне группа из Ансамбля красноармейской песни и пляски провела напряжённую репетицию. Слова и ноты песни Александров писал мелом на грифельной доске (печатать их совсем не было времени), и уже после этого музыканты переписывали ноты в свои тетради. Уже вечером «Священная война» вместе с многочисленными эшелонами и бойцами отправилась на фронт.

– Я не был никогда военным специалистом, – писал потом Александров, – но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!

«В землянке»

Первоначально это была вовсе не песня, а письмо домой. Военный корреспондент Алексей Сурков посвятил эти строки своей жене. Осенью 1941 года в селе Кашино, после напряжённого дня (полк Суркова пробивался из окружения), автор записал в своем потрёпанном блокнотике «Бьётся в тесной печурке огонь…». А уже зимой 1942-го появилась песня.

– Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, – вспоминал композитор Константин Листов, – забрали искренностью, отозвались в сердце! Дни были бесконечно тревожные: немцы под Москвой, я – один, семья в эвакуации. Думаю, не осталось тогда человека, у которого душа не болела бы! Я много написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта. Именно «Землянкой» я встречал возвращавшихся из боя лётчиков на военном аэродроме под осажденным Ленинградом. Пел «Землянку» с балтийцами-подводниками…

А первыми известными исполнителями песни стали Леонид Утёсов и Лидия Русланова.

«Тёмная ночь»

Весь первый тираж пластинки с только что написанной песней был забракован: отдел технического контроля обнаружил в фонограмме незапланированный шорох. Оказалось, что одна из работниц на заводе, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы капнули на восковую матрицу… Так простая труженица Галя Журавлёва попала в историю!

… История создания этой песни уходит в 1942 год. В Ташкенте, куда эвакуировалась Киевская киностудия, велись съёмки киноленты «Два бойца». Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. Однажды вечером к нему пришёл режиссёр картины Леонид Луков и поделился проблемой: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни».

Луков так взволнованно обрисовал тему и настроение желаемой песни, что Богословский тут же сел к роялю, и сразу – без единой остановки! – сыграл мелодию «Тёмной ночи». Режиссёр безоговорочно принял музыку, она вошла в фильм совершенно без изменений. Срочно вызвали поэта Владимира Агатова, и он тоже сразу, почти без помарок, написал стихи. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съёмок, где-то раздобыли гитариста, и прямо ночью на студии записали фонограмму. А уже утром сцену снимали сцену под новую песню!

«Шумел сурово брянский лес»

Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню!»

Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ.

Для Софронова и Каца это была не первая совместная работа. Они «спелись» ещё в 1937 году и с тех пор создали много песен – героических и шуточных, строевых и лирических. Вот только партизанскую писать не приходилось. Какой же она должна быть?

И тут авторы вспомнили старую народную песню «Ревела буря, дождь шумел» и забытую песню времён Отечественной войны 1812 года «Шумел, гудел пожар московский». В них была выражена душа народа, патриотизм и мужество простых русских людей. Так родилось сначала название, а с ним – и первые строчки будущего партизанского гимна. Песня была написана быстро и получилась суровая, широкая, величественная. Одним словом, близкая по духу характеру народных мстителей!

Как раз в эти дни был получен приказ: поэта Софронова командировать в распоряжение штаба Брянского фронта как военного корреспондента.

И вот в ночь на 7 ноября 1942 года в землянке, вырытой в полусожженной деревне, начальник Брянского штаба объединенных партизанских отрядов А. П. Матвеев объявил: «Поэт Софронов привез нам песню, которая написана специально для нас».

– Мне не раз приходилось исполнять свои песни, – вспоминает поэт, – но, пожалуй, такого волнения я никогда не испытывал… Я спел один раз, меня попросили ещё… Потом в третий, четвёртый раз! Меня обнимали, жали руки, кто-то плакал…»

А уже утром слепой баянист «с голоса» разучил мелодию, и песня пошла кочевать от землянки к землянке. Так в партизанском крае, окружённом со всех сторон врагами, состоялась необычная премьера песни «Шумел сурово брянский лес».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons