Программа «Давайте вместе Землю украшать, давайте вместе Землю уважать»

«Давайте вместе Землю украшать, давайте вместе Землю уважать»
программа по экологическому просвещению

 2017 год – Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

Координатор программы:

Татьяна Николаевна Петрук, зам. директора
8314379149, 89047975515
Наталья Михайловна Хапугина,
зав. отделом научно-познавательной литературы 8314379053

В настоящее время как никогда назрела проблема экологического воспитания и просвещения человечества как в целом на нашей планете, так и в отдельности в каждой стране, регионе, городе и в любой населенной местности. Понимание всеобщей универсальности значимости природы для развития любого общества и для жизни каждого человека, возведение ее на одно из самых высоких мест в системе общественных и индивидуальных ценностей и приоритетов – это фундамент, на котором взращивается экологическая культура.

Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех содержательных направлений:

  • широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания,
  • новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека и природы,
  • экологические подходы к организации экономики, сферам жизни и деятельности общества.

Истощение природы неуклонно продолжается. Что мы оставим нашим потомкам? Какое оправдание себе найдём? Наш мир. Каким он будет завтра? В преддверии Года Экологии в России, который будет проходить в 2017 и осознание всей сложности экологической ситуации послужило основанием для разработки данной программы.

Программа:

  • включает экологические, познавательные, краеведческие, литературные направления
  • предусматривает знакомство с художественными произведениями, затрагивающими тему экологии
  • предлагает активные формы общения и игры с детьми (интерактивные и творческие задания, индивидуальную и групповую работу).

Миссия:

Привлечь внимание подрастающего поколения к экологическим проблемам и необходимости формирования личной ответственности при взаимодействии с окружающей средой и заботы о будущих поколениях.

Цель:

Воспитание экологической культуры и развитие экологического сознания у детей и молодежи через научно-познавательную и художественную литературу.

Целевая аудитория:

дети до 14 лет

Срок реализации:

январь 2016 – декабрь 2017гг.

В программе учитываются возрастные особенности юных читателей. Встречи с читателями проходят в сопровождении электронных презентаций и с использованием мультимедийных материалов.

Активные формы вовлечения детей в общение, в творческую и исследовательскую деятельность:

  • викторины и конкурсы,
  • игры и практикумы,
  • опыты и эксперименты,
  • дискуссии,
  • комментированные чтения,
  • эко-, арт- часы
  • часы удивления,
  • познавательные экспедиции,
  • мастер-классы,
  • интерактивные выставки.

Проекты:

Образовательные:

– «АРТ-пасека» – привлечение внимания к экологическим проблемам путем создания арт-пространства на основе информационных ресурсов.

Координатор:Татьяна Владимировна Пантюхова,
зам. директора 8314379804, pantvnn@list.ru

– «Зеленая библиотека» – организация информационно-просветительской среды, которая способствует экономии воды, энергии, утилизации отходов и вторичное использование сырья.

Координатор: Наталья Михайловна Хапугина,
зав. отделом научно-познавательной литературы 8314379053

– «ЭКОсвиток» – создание информационных продуктов в командах.

Координатор: Наталья Михайловна Хапугина,

зав. отделом научно-познавательной литературы 8314379053

– «Рискни стать полярником» – большая книжная экспедиция в АРКТИКУ.

Координатор:Татьяна Владимировна Пантюхова,
зам. директора 8314379804, pantvnn@list.ru

Информационные:

– «Памятники природы Нижегородской области» – размещение интерактивной карты на сайте НГОДБ.

Координаторы: Любовь Вениаминовна Сускина,
зав. отделом краеведения и российской истории, 8314379779

Ольга Юрьевна Костецкая,
зав. отделом автоматизации и компьютерных технологий, 8314379053

Квесты:

– «Самоцветные тайны, или По следу золотого Полоза» – приключенческая поисковая экспедиция в недра заповедников по мотивам Уральских легенд и сказок.

Координатор: Наталья Михайловна Хапугина,
зав. отделом научно-познавательной литературы 8314379053

– «Древология по – Горькому» – литературный пикник на площади Горького с загадками и секретами.

Координатор: Анна Викторовна Сайченкова,
зав. отделом каталогизации и справочно-библиографической работы 8314379779

Ко Дню рождения Керженского заповедника (апрель) 21-23 апреля:

– 23апреля «Заповедная жизнь на Керженце» – день, посвященный Керженскому заповеднику, который включает в себя цикл в режиме нон-стоп видеопоказов документальных фильмов о заповеднике.

– «Заповедными тропами: сохраняя будущее» – выставка-экознакомство с Керженским заповедником.

Встречи с читателями в библиотеке и на базе образовательных учреждений

п/п

Название встречи, целевая аудитория

Формы проведения

Продолжительность встреч

Куратор

в НГОДБ

1 «ЭКОсвиток»

4-6 кл

Проект: дискуссионный экочас, экопрактикум, конкурс эссе, игры 5 встреч по 45 мин Наталья Михайловна Хапугина

(831)437-90-53

2 «Грязная» история»

4-6 кл

Экочас + Дискуссия «Что делать с тем, что уже не нужно» 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
3 «Останьтесь на Земле» Старшая группа дет/сада, 1-3 кл. Кругосветное путешествие по цветным страницам Красной книги 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
4 «Выжить нельзя умереть»

4, 5-7 классы

Кругосветное путешествие по цветным страницам Красной книги 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
5 «Ветер, дождь и облака»

5-6 кл.

Познавательный ЭкоКластер по одноимённой книге Штефана Рамсторфа . 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
6 «Экологический календарь»

4-6 кл.

Интерактивно-познавательный час, совместное творчество – самодельный настенный экологический календарь 1 час Наталья Михайловна Хапугина
7 «Это – заповедник!»

5-6 кл.

Экологическая тропа с конкурсами, играми, интеллект-упражнениями 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
8 «Третья планета от Солнца»

5-6 кл.

Час удивления по книге М. Ришо «Кратчайшая история Земли». Совместное творчество: «Лента времени» 1 час Наталья Михайловна Хапугина
9 «Флора против фауны»

5-6 кл.

Познавательный час по книге Ф. Артца «Умные растения». Интеллектуальные эко-упражнения для команд. 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
10 «Царство растений полное чудес»

3-4, 5-6 кл.

ЭкоАссорти + совместное творчество «Цветочные часы» и/или шуточный мини-мастер-класс по латыни «Гербариус» 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
11 «Невероятные путешествия созревших семян»

3-5 кл.

Познавательно-литературный час-викторина с комментированным чтением сказки В.С. Рыжакова «Весёлка». 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
12 «Чудо-дерево»

4-6 кл.

Ботаническая кругосветка+ биоэкспертиза «Что за дерево?» 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
13 «Хит-парад полевых трав и цветов»

4-6 кл.

Познавательный хит-парад по книге А. Стрижева «Золотые травы России». Правила составления гербария +совместное творчество «Цветочные часы» 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
14 «Грибное царство полное чудес»

4-6 кл.

Грибные учения-приключения. Тест «Съедобное-несъедобное-ядовитое» +совместное творчество 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
15 «Про усатых и зубатых, голубых и полосатых»

3-4, 5-6 кл.

Живое портфолиокитовили Всё наоборот 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
16 «Профессии животных, живые инструменты и прочие диковины»

3-5 кл.

Час удивления, совместное творчество 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
17 «Крылья планеты»

3-6 кл.

Экочас +видеосюжеты + викторина «Чудо в перьях» + экоплакаты «Возвращайтесь, журавли!» 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
18 «Мир животных или Любопытные хитрецы, обманщики и фантазёры»

3-5 кл.

Час удивления. Имитационные игры «Ноев ковчег», «Паутина жизни» 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
19 «Звери в жизни Джеральда Даррелла»

4-6 кл.

Познавательный час, совместное творчество 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
20 «Мозаика живых загадок»

3-5 кл.

Конкурс знатоков природы. Имитационная игра «Ноев ковчег» 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
21 «Удивительные обитатели океанов и морей»

3-6 кл.

Подводное погружение. Викторина. 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
22 «Мастера на все четыре лапы»

2-5 кл.

Встречи с домашними животными: Собаки. Профессиональное досье 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
23 «Кошка. Сама по себе» 2-5 кл. Встречи с домашними животными. Кот-фолио 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
24 «Лошади навсегда»

4-6 кл.

Жизнь замечательных животных 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
25 «Домашний любимец» 3-4 кл. Познавательный кластер по одноимённой книге Дж. Уиллис 45 мин Наталья Михайловна Хапугина
26 «Мы за вас в ответе»

4-5 кл.

Час интересных сообщений по страницам газеты «Звери. Домашние животные от А до Я» 45 мин Наталья

Викторовна Ковлягина

437-90-53

27 «От чистого истока я начинаю путь»

3-4 кл.

Час проблемного вопроса 45 мин Наталья

Викторовна Ковлягина

437-90-53

28 «Чудо Астраханского края»

4-5 кл.

Заочная экспедиция в Астраханский заповедник + мастер-класс по бумажной пластике «Лотос» 45 мин Наталья

Викторовна Ковлягина

437-90-53

29 «Животные в природе и литературе»

3-4 кл.

Познавательно-литературная викторина 45 мин Наталья

Викторовна Ковлягина

437-90-53

30 «Самый добрый жанр в искусстве – анимализм»

4-6 кл.

Арт-час о памятниках животным 45 мин Ольга Николаевна Пономарёва

434-09-21

31 «Вместе круглый год»

3-4 кл.

Экокалендарь дружбы по рассказам А. Лобела «О Кваке и Жабе» 45 мин Наталья Викторовна Морозкина

437-97-79

32 «День Земли»

4-6 кл.

Экологический круиз +экопрактикум 45 мин Людмила Викторовна Просвирнина

437-90-53

33 «Сохранить планету, сохранить себя?»

5-7 кл.

Игра по кейс-методу по рассказу Л. Петрушевской «Остров Арарат» 45 мин Ирина

Ильинична

Романенко

437-98-04

34 «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства»

4-6 кл.

Литературная игра-реконструкция по повести С. Востокова «Фрося Коровина» 45 мин Ирина

Ильинична

Романенко

35 «Путями доброты»

6-8 кл

Урок мудрости

с Д.С. Лихачевым

45 мин Ирина

Ильинична

Романенко

36 «Природа родного края»

3-5 кл.

Эколого-краеведческая игра 45 мин Любовь Вениаминовна Сускина

437-97-79

37 «Литературная ЭКОстрока нижегородцев»

6-8 кл.

Литературно-экологическая игра 45 мин Любовь Вениаминовна Сускина
38 «Нижегородская земля – край рек и озер»

3-5 классы

Эколого-краеведческий калейдоскоп+определяем чистоту воды

(проводится только в библиотеке)

45 мин Любовь Вениаминовна Сускина
39 «Растения Нижегородской земли»

4-5 кл.

Эко-путешествие

(проводится только в библиотеке)

45 мин Любовь Вениаминовна Сускина
40 «По страницам Красной книги Нижегородской области»

3 – 6 кл.

Эко-знакомство 45 мин Любовь Вениаминовна Сускина
41 «Экология

по-нижегородски»

Экологическая игра-познание 45 мин Любовь Вениаминовна Сускина
42 «Они писали о природе»

2-3 кл.

Литературная эко-игра. Писатели-юбиляры 2017 года 45 мин Наталья Евгеньевна Сонина

434-09-21

43 «Трэш-арт»

4-5 кл.

Мастер-класс 45 мин Наталья Евгеньевна Сонина

434-09-21

44 «Бестиарий в современной библиотеке» 4-5 кл Занятия-фантазии 45 мин Наталья Евгеньевна Сонина

434-09-21

45

«Древология

по-Горькому»

6-9 кл.

Ботанический квест по скверу на площади Горького 1 час Анна Викторовна Сайченкова

437-97-79

46 «Они разные, но им суждено подружиться» 1-2 кл Эвристическая беседа по книге У. Стейга «Амос и Борис». 45 мин Мария Анатольевна Огурцова

437-97-79

47 «Мы – звездная пыль» 2-3 кл Познавательный кластер по книге Э. Келси «Мы – звездная пыль». 45 мин Мария Анатольевна Огурцова

437-97-79

48 «Экологический Кодекс человека разумного»

5-7 кл

Конкурс 45 мин Ирина

Анатольевна Соломина

434-09-21

49 «Будь человеком, человек!»

4-5 кл.

Воркшоп. По страницам Красной книги. 45 мин Ирина

Анатольевна Соломина

434-09-21

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons