«ПЕРЕПЛЕЛИСЬ У МАСТЕРИЦЫ В УЗОРАХ СКАЗОЧНЫЕ ПТИЦЫ…»

Вместе с рубрикой «Арт-винегрет» знакомимся с творчеством Василия Тропинина, талантливого художника, оптимиста и жизнелюба – вопреки всем невзгодам и неприятностям!

Василий Тропинин, родившийся в семье крепостного, с детства увлекался рисованием. Порой, забывшись, он писал ваксой портреты на стенах вместо того, чтобы этой ваксой чистить обувь господ. Отец Тропинина после получения вольной хлопотал о сыне и просил графа Ираклия Моркова отправить талантливого ребенка на учебу в Петербург. Но граф был иного мнения: повелел Василию быть кондитером, ведь, по логике Моркова, печь торты и готовить варенья гораздо полезнее. Тропинин не перечил, но с неколебимой верой продолжал заниматься живописью. В Петербурге он нашел учителя, стал вольнослушателем в Академии. И графу пришлось уступить и отправить Василия учиться живописи.

В течение пяти лет Тропинин побывает во всех прославленных мастерских столицы, с восторгом будет пользоваться доступом к Эрмитажному собранию. Но счастливая пора прервется, когда Морков решит отправиться в свои новые украинские владения. Тропинин должен был участвовать в строительстве и росписи церкви. Кстати, в ней же он потом  обвенчается со своей женой Анной Катиной. Вольная, выходя замуж за крепостного художника, она теряла свободу. Их супружество продолжалось 50 лет…

До 47 лет Василий Тропинин был в крепостном плену у графа Моркова. Знаменитый своим своеволием, граф долго не соглашался дать художнику вольную. В 1823 году Тропинин, уже будучи известным даже императорской семье как непревзойденный живописец, был все же освобожден.

Как только статус живописца изменился, он показал в академии несколько работ, в том числе и «Кружевницу», после которой о Тропинине заговорили как о знатоке женских типажей и ценителе их прелестей. Купеческая Москва, подражавшая дворянской моде на портреты, загудела и повалила к новомодному художнику с заказами. Бывший крепостной стал одним из самых востребованных русских живописцев!

Женские портреты Тропинина – веха в истории русской живописи. Мало кому удавалось с такой нежностью, вниманием и чуткостью показать красавиц. Одни из них заняты повседневными заботами, другие – выхвачены из суеты. Не было социальных различий между типажами, каждая девушка в первую очередь олицетворяет женственность, даже если одета она как простая крепостная.

Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю. Детально выписаны кружева, коклюшки, ящик для рукоделия – так Тропинин создает столь важное для себя ощущение покоя и уюта.

Говорили, что он переписал всю Москву: чиновников, дворян, купцов, актеров, писателей, художников. Заказчиков он всегда изображал в благостном расположении духа, в лучшие моменты их настроений. «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни», — говорил он.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons