«Антарктида: сквозь льды и время»
ГБУК НО «Нижегородская государственная областная детская библиотека»
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении областного литературно-познавательного конкурса
для детей и подростков
«АНТАРКТИДА: СКВОЗЬ ЛЬДЫ И ВРЕМЯ»
(посвящается 200-летию открытия Антарктиды
русскими мореплавателями)
Скачать приложения | Победители и призеры
28 января 1920 года экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева обнаружила последний неизвестный материк земного шара – Антарктиду. Это достижение русских мореплавателей сопоставимо по значимости с открытиями Колумба и Магеллана!
…К началу XIX века карта мира в целом уже приобрела современные очертания. И только огромные пространства Южного полушария по-прежнему оставались «белым пятном». Хотя о существовании «шестого материка» ученые догадывались с начала XVI века, за три столетия никто так и не смог подобраться к Антарктиде…
В 1819 году к Южному полюсу из Кронштадта отправилась полярная экспедиция в составе военных шлюпов «Восток» и «Мирный». Ее результаты стали не просто впечатляющими, а сенсационными! Корабли Беллинсгаузена и Лазарева шесть раз пересекли Южный полярный круг и четыре раза практически вплотную подошли к материку, а также смогли обойти его по кругу! Главным открытием экспедиции стала, несомненно, Антарктида, но и кроме нее на морских картах появились еще 29 островов и один коралловый риф. Были сделаны первые зарисовки видов Антарктиды и обитающих на ней животных.
К 200-летию открытия Антарктиды русскими путешественниками Нижегородская государственная областная детская библиотека проводит областной литературно-познавательный конкурс «Антарктида: сквозь льды и время».
Цели и задачи конкурса
- Сохранение исторической памяти о русских мореплавателях.
- Знакомство детей с Антарктидой (история открытия и изучения; флора и фауна; современные проблемы материка и др.).
- Формирование позитивного патриотического сознания, воспитание чувства гордости за свою страну.
Порядок проведения конкурса
Областной конкурс «Антарктида: сквозь льды и время» проводится с сентября по декабрь 2019 года. В конкурсе принимают участие дети и подростки от 7 до 15 лет, читательские семьи, библиотечные, школьные клубы, кружки и любительские объединения. Участники выполняют одно или несколько заданий в любой номинации. Разрешается выполнение заданий в разных номинациях.
Районные, сельские, школьные библиотеки в рамках конкурса проводят городские, районные мероприятия, акции, направленные на популяризацию темы 200-летия открытия Антарктиды.
Конкурс проводится в два этапа:
1 этап: районный (2 сентября – 12 ноября 2019 г.)
Центральные районные детские библиотеки распространяют положение о конкурсе, оформляют книжные выставки по теме, проводят обзоры литературы, обеспечивают информационную поддержку конкурса в районе, высылают работы участников конкурса в НГОДБ на областной этап.
2 этап: областной (12 ноября-декабрь 2019 г.)
Оргкомитет конкурса (Приложение 1) формирует экспертную комиссию, которая оценивает представленные материалы, определяет победителей, призеров и активных участников конкурса.
Награждение участников
В каждой номинации определяются победители и призеры, которые награждаются дипломами и подарками. Все участники конкурса получают сертификаты. Оргкомитет имеет право присуждать поощрительные дипломы и подарки за особые качества представленных материалов. Кураторы работ-победителей (библиотекари, педагоги) награждаются благодарственными письмами.
Список победителей и призеров конкурса будет опубликован на сайте НГОДБ нгодб.рф в разделе «Конкурсы. 2019» не позднее декабря 2019 г.
Награждение победителей и активных участников конкурса состоится в декабре 2019 года на областном празднике «Покорители Антарктиды».
Прием конкурсных материалов в НГОДБ заканчивается 12 ноября 2019 года.
Номинации и задания конкурса
Номинация 1: «Как рыба не может жить без воды, так и я не могу без моря».
Задание: используя любые формы подачи материала (стихотворение, интервью, эссе, презентацию, видеоролик, мультфильм и др.), создайте биографию одного из исследователей Антарктиды.
Вы можете обратиться как к первопроходцам шестого континента, так и к современным ученым-исследователям.
Примерные темы работ:
- «Адмирал Антарктиды» (М. Лазарев /Ф. Беллинсгаузен);
- «Первый след на «Белой земле» (К. Борхгрёвинк);
- «От полюса до полюса» (Р. Амундсен);
- «Экспедиция в смерть» (Р. Скотт);
- «На штурм шестого континента» (А. Гусев);
- «Летописец советской Антарктиды» (В. Санин);
- «Птица киви» Игоря Зотикова»;
- «Закованный в лед» (А. Трешников);
Вы можете предложить свою тему.
Номинация 2: «Поспорить с Джеймсом Куком!»
«Риск, связанный с плаванием в этих морях, настолько велик, что я смело могу сказать: ни один человек не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне! Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы!».
Так писал после путешествия к Южному полюсу английский мореплаватель Д. Кук. Авторитет его был настолько велик, что на карте у Южного полюса даже перестали изображать сушу!
Покорить этот «полюс недоступности» предстояло русским мореплавателям…
Задания:
- «Один день из путевого дневника»
Представьте, что 200 лет назад вы отправились в экспедицию на шлюпах «Мирный» и «Восток». Распишите один день из вашего путевого дневника. Вы можете обратиться к любому событию великой экспедиции: например, «День Нептуна» при пересечении экватора, остановка на Тенерифе или в Рио-де-Жанейро, первые впечатления от Южного полярного круга и т.д.
Работа выполняется в текстовом варианте или в виде электронной презентации.
- «Имя на карте»
На современной карте мира многие географические объекты носят имена исследователей Антарктиды. Расскажите об одном из таких названий. Поведайте историю человека, который за ним стоит.
Например, остров Анненкова, горы Лазарева, море и шельфовый ледник Росса, Земля Уилкса, моря Дейвиса, Амундсена, горы Элсуорт, равнина Бэрда, горы Гамбурцева, земля Адели, котловина Беллинсгаузена, вершины Карпинского, Русанова, Яковлева, земля Адели и др.
Работа выполняется в текстовом варианте или в виде электронной презентации.
- «Я – картограф!»
Создайте электронную интерактивную карту путешествия русской экспедиции в Антарктиду. Вы можете расписать маршрут целиком или взять любой отрезок пути.
Номинация 3: «Белые сны Антарктиды» (номинация посвящена жизни современной Антарктиды).
Задания:
- «Золото южных морей»
Антарктиду часто называют «мертвым континентом». Однако она богата своим «золотом» – морскими зверями (котиками, китами, морскими слонами) и птицами (практически всеми видами пингвинов). Напишите исследование о каком-то одном представителе антарктической фауны.
Работа выполняется в текстовом варианте, в виде электронной презентации, видеоролика или лэпбука (интерактивной папки на заданную тему).
- «Вокруг только лед»
Сделайте репортаж с современной антарктической полярной станции: опишите жизнь и быт исследователей, особенности климата и ландшафта и т.д.
Работа выполняется в текстовом варианте, в виде электронной презентации или видеоролика.
- «Антарктида-2120»
Глобальное потепление не оставило в стороне и Антарктиду. В настоящее время на Антарктическом полуострове уже начала активно формироваться тундра. По прогнозам учёных, через 100 лет здесь могут появиться первые деревья!
Напишите исследование о том, какой может стать Антарктида через 100 лет.
Работа выполняется в текстовом варианте.
- «Спасти Антарктиду!»
Антарктида является последним ресурсным резервом для человечества на Земле. Исчерпав сырье на пяти обжитых континентах, люди будут осваивать ресурсы Антарктиды. Вот почему нужно бережно относиться к природе «белого континента».
Создайте социальный видеоролик или электронный (виртуальный) плакат на тему «Спасти Антарктиду!».
- «Муза Антарктиды»
Представьте, что Антарктида – это человек. Как он может выглядеть? Возможно, это будет Снежная королева или существо, похожее на героев полотен Арчимбольдо…
Создайте и воплотите в рисунке или плакате собирательный образ Антарктиды.
Работы принимаются только в бумажном варианте!
Номинация 4.: «Моя Антарктида»
Задания:
- «Хочу быть полярником!»
«Люди отправляются в неведомые страны по разным причинам. Одних побуждает любовь к приключениям, других – жажда научного познания, третьих, наконец, увлекает таинственность неизвестного…», – писал Э. Шеклтон в своей работе «В сердце Антарктики».
А почему хотите побывать в Антарктиде вы? Напишите эссе, сочинение, стихотворение и др. на данную тему.
- «На кораблях, лыжах, собаках, самолетах и дирижаблях»
Создайте туристический маршрут по современной Антарктиде (карта + текстовое описание).
Соберите рюкзак, с которым вы отправились бы в путешествие. Обоснуйте необходимость каждой вещи.
Работы принимаются только в электронном виде! Если карта выполнена в виде рисунка (формат А4), сфотографируйте или отсканируйте работу.
- «Я читаю Антарктиду…»
Напишите отзыв о любой книге об Антарктиде. Это может быть как художественное, так и научно-популярное издание.
Требования к оформлению
К каждой работе прикладывается заявка (Приложение № 2). К рисунку – дополнительно этикетка (Приложение 4).
В текстовых работах, видеороликах, электронных презентациях наличие титульного листа ОБЯЗАТЕЛЬНО. (Приложение № 3). Длительность видеоролика – не более 5 минут. Объем презентации – не более 20 слайдов.
Просим использовать форматы:
- ролики (avi, wmv)
- флэш (mp4, swf)
- звуковые файлы (mp3)
- информ-карты (jpeg, tif, ppt)
Текстовые работы (шрифт Times New Roman, 12. Объем – не более 5 листов А4).
Критерии оценки работ
- Соответствие теме конкурса.
- Глубина и полнота раскрытия темы.
- Оригинальность суждений.
- Доказательность, убедительность.
- Соответствие работ требованиям к оформлению.
- Наличие списка использованной литературы, культура цитирования, сноски, возможно, собственные иллюстрации и т.д.
Внимание!
Работы, не соответствующие условиям предложенных заданий, рассматриваться не будут!
Работы принимаются до 12 ноября 2019 года по адресу:
603000, г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 5, НГОДБ, организационно-методический отдел (1-й подъезд, каб. 5), электронная почта: ngodb@list.ru
Укажите тему письма: «Антарктида: сквозь льды и время».
Контактный телефон (831) 437-98-04,
Куратор конкурса: Наталья Александровна Салынцева