РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«Мы столько можем, сколько знаем»
Ф. Бэкон

Как известно, в основе обеспечения библиотек профессиональными библиотечными кадрами лежит система непрерывного библиотечного образования, в которую входят следующие  составляющие: подготовка кадров (специальное образование), повышение квалификации и самообразование. В силах специалистов районных методических служб не только разработать систему повышения квалификации кадров своей ЦБС, но и сделать так, чтобы самообразование для каждого специалиста из «нудной обязаловки» стало насущной необходимостью. Достичь этого можно многими способами, но наиболее привлекательны те, где присутствует личная заинтересованность сотрудников в достижении результата.

В Соликамской ЦБС Пермского края в течение ряда лет работает Школа профессионального мастерства (7), в подготовке которой задействованы все библиотеки ЦБС. Каждая библиотека (с помощью методистов и библиографов ЦБС) готовит одно занятие в год, что позволяет равномерно распределить нагрузку и выделить актуальные темы. Можно заранее предложить готовую тематику занятий, но можно и предоставить библиотекам право самостоятельного выбора. В любом случае темы должны соответствовать современным запросам: «Индивидуальная работа на абонементе», «Разрешение конфликтов при работе с читателями», «Использование профессиональной периодики в работе», «Активные формы проведения занятий», «Этика деловых взаимоотношений», «Традиции и инновации в обслуживании читателей», «Дизайн фонда», «Оформление и организация книжных выставок», «Новый образ провинциальной библиотеки», «Библиотека и патриотическое (экологическое, нравственное, правовое) воспитание в современной России», «Образ чудный: библиотекарь в произведениях художественной литературы» и т.д. Совершенно естественно, что для того, чтобы раскрыть тему, надо познакомиться с теорией и практикой освещаемого вопроса, изучить и проанализировать опыт работы других библиотек, представить свой опыт.

В системе непрерывного образования Заринской ЦБС Алтайского края положительно зарекомендовала себя Видеошкола профессионального обучения “VIP” (Very Interesting Person – очень интересная личность), действующая с 2003 года (6). Занятия в Школе строятся следующим образом: просмотр видеосюжета о сельском филиале, ответы работника на вопросы коллег, его творческая выставка. После просмотра все отвечают на вопросы анкеты «Опыт коллег – в практику работы»:

  • Что вам понравилось в работе коллеги?
  • Что вызвало недоумение, с чем вы не согласны?
  • Что из увиденного вы планируете использовать в своей практике?
  • Каким опытом вы можете поделиться с другими?

Видеоотчеты получили положительный резонанс в районе. Они стимулируют не только работников, но и сельскую администрацию, не желающую ударить в грязь лицом перед другими поселениями.

Каждый четверг все библиотечные специалисты ЦБС г. Трехгорный Челябинской области без лишних напоминаний собираются в читальном зале ЦГДБ (11). Уже много лет в 10.00 здесь начинается Час профессионального общения. Углубленного,  тематического, подготовленного в соответствии с Программой профессионального общения, которая по сути своей является программой непрерывного повышения квалификации.

Программа профессионального общения действует в библиотеке с 1993 года и ежегодно обновляется. Но при этом каждая следующая является логическим продолжением предыдущей. Одной из задач программы является стимулирование профессионального самообразования библиотекарей. В соответствии с задачами формируются направления программы («Книга – читатель – библиотека» и «Книга – воображение – творчество», «Литературное образование», «Профессиональная этика и этикет библиотекаря», «Самосовершенствование библиотекаря как личности», «Исследовательская деятельность – возможность углубления в профессию», «Развивая профессиональное мышление…», «Реализуя творческий потенциал…», «Оттачивая мастерство общения…». Тематическое содержание разделов Программы профессионального общения  зависит от многих факторов. Один из основных – пожелания и профессиональные интересы сотрудников. Выявляются они с помощью устных и письменных опросов, в которых присутствуют, например, такие вопросы: «Какие формы профессионального общения Вы считаете наиболее удачными?», «Какие темы хотели бы включить в Программу?» и т.д.  Конечный вариант Программы принимается всем коллективом на круглом столе.

За годы действия программы успешно использовались самые разные формы повышения квалификации, в том числе и стимулирующие самостоятельную творческую деятельность библиотекарей. Наиболее эффективными стали реферирование, мини-исследование и обобщение собственного опыта работы.

Реферирование. Эта форма разрабатывалась в 1999-2000 годах, когда  сотрудниками решалась задача обобщения опыта, накопленного в библиотеках мира. Каждый библиотекарь, выбрав близкую себе тему,  проделал большую работу по анализу профессиональной периодической печати за пятилетний период («Новые подходы к библиотечному обслуживанию детей и организация внутреннего пространства библиотеки», «Возможности использования электронных форм информации в условиях детской библиотеки», «Формы индивидуальной творческой деятельности читателей в детской библиотеке», «Растить читателя – общая задача семьи и библиотеки», «Какой быть книжной выставке в детской библиотеке»). Каждый реферат включал в себя обзор передового общероссийского и мирового библиотечного опыта, сопоставление его с работой своей библиотеки в рассматриваемом направлении и собственные мысли и рекомендации автора для дальнейшей продуктивной работы. На круглых столах, во время обсуждения рефератов, сотрудники отмечали, что этот труд  помог им познакомиться с интересующим вопросом вплотную, учил формулировать мысли, делать выводы, аккумулировать идеи. Для библиотеки  реферирование имело и практическое значение, ведь оно помогло оценить уровень достижений собственной библиотеки и продумать пути развития.

В 2002 году в рамках Программы началась ещё более глубокая работа. Качественно новой формой непрерывного повышения квалификации стало библиотечное мини-исследование. Предпосылки для принятия решения о начале исследовательской работы заключались в самой сути деятельности библиотеки, направленной на развитие творческой читательской деятельности. Для этого сотрудникам необходимо, во-первых, самим интенсивно развивать свой творческий потенциал, во-вторых, глубоко проникнуться идеей, изучить её со всех сторон. Также важно выявить слабые стороны в работе своей библиотеки по развитию детской творческой читательской деятельности, найти способы их ликвидации, новые формы работы и т.д. Требования к мини-исследованию выдвигались следующие:

  • исследование проводится на базе собственной библиотеки;
  • количество респондентов – 30-50 человек. Респондентами могут стать читатели-дети любого возраста, а также взрослые (педагоги, родители, библиотекари);
  • выбор методов свободный;
  • участие принимают все сотрудники библиотеки.

Предлагалось два варианта выбора темы. Сотрудник  в своём исследовании  мог продолжить тему собственного реферата (см. выше) или рассматривать любую другую тему, касающуюся с одной стороны проблем (методов, приёмов) воздействия на этапы творческого читательского развития, с другой – актуальную для деятельности какого-либо библиотечного подразделения.

Полученные материалы должны были быть оформлены письменно и представлены на обсуждение коллектива в определённой структуре:

  1. Вводная часть, включающая: обоснование темы, выбранных методов, круга респондентов
  2. Освещение хода и результатов исследования
  3. Перспективы внедрения результатов в практику библиотечно-библиографического обслуживания. Определение путей работы  по этому направлению в дальнейшем.

Критерии для обсуждений были определены следующие: оценивание творческого вклада автора в представленную работу, самостоятельность исследования, его информационное обеспечение, элементы профессиональной квалификации (общая культура исследовательской работы, владение современной методологией, технологиями библиотечной профессии), умение анализировать, обобщать, сопоставлять полученные знания, а также возможность практического применения результатов исследования в собственной деятельности.

Подготовительный этап занял два месяца. За это время на семинарах и круглых столах:

  • ещё раз детально рассмотрели слагаемые творческого чтения и этапы творческого читательского развития;
  • познакомились с многообразием методов исследований, наиболее приемлемыми методиками  и соответствующим кругом литературы;
  • выбрали  темы  будущих мини-исследований и обсудили их актуальность;
  • определили методику и защитили планы проведения исследований.

Другой интересной и эффективной формой повышения квалификации авторы Программы профессионального общения считают обобщение опыта собственной библиотеки. Эта форма не только активизирует профессиональное мышление специалистов, но и  позволяет сформировать банк передового опыта, который  станет ценной структурной частью общего информационного фонда ЦБС.  Первым опытом в данном направлении стало описание работы читального зала  с подростками через такую форму как читательский уголок «Если ты уже взрослый». В процессе работы над накопленным опытом автор всесторонне изучила его, вычленила (познакомившись с опытом других библиотек в этом направлении) традиционное и новаторское начала, определила дальнейшие пути развития. Интересными оказались творческие работы, обобщающие опыт по темам «Развитие воображения актёров театра «Открытая книга» средствами театральной педагогики», «Конкурс «Лучший читатель абонемента» – как средство активизации читательской активности», «Игровая библиографическая выставка – как средство формирования информационной культуры детей», «Патриотическое воспитание школьников на групповых занятиях в детской библиотеке» и др.

Подобная творческая деятельность сотрудников особенно ценна, так как, во-первых,  направлена на освоение и описание опыта работы собственной библиотеки, во-вторых, является условием профессионального самообразования, проявлением профессионального мастерства.

В 2010 году специалисты библиотеки начали самостоятельную работу  сразу по двум творческим линиям. Во-первых, каждый должен  был проанализировать собственный индивидуальный творческий багаж и обобщить  наиболее удачный  опыт. Конечным продуктом каждой творческой работы стала презентация «Мои профессиональные творческие удачи».  Во-вторых, к Часу профессиональных советов каждый подготовил информационно-библиографическое досье, посвященное какому-либо писателю или поэту. Контент досье составляла вводная часть, в которой излагается краткая биография и делается обзор творчества писателя и основная, практическая, часть, в которой даются советы по работе с данным именем: формы, методы, приемы. Оформляется работа в виде “методички”, так что ее удобно использовать в работе. Учитывая, что 2015 год объявлен в России Годом русской литературы, данный опыт работы вполне можно взять на вооружение.

Наибольший эффект в системе повышения профессионального уровня библиотекарей, внедрения инновационных форм в практику работы библиотек, улучшения их имиджа дают профессиональные конкурсы. Тематика конкурсов напрямую связана с теми целями, которые организаторы ставят перед собой:

  • углубление знаний в конкретных процессах библиотечной работы («Библиографическое творчество сотрудников», «Лучший справочно-библиографический аппарат», «Лучший сценарий», «Лучшая книжная выставка»);
  • позиционирование деятельности библиотеки (смотры-конкурсы библиотек «Своё лицо. Реклама. Дизайн. Традиции», «Лучший материал по истории библиотек ЦБС», «Лучший рекламный материал», «Лучшая статья»);
  • стимулирование творческой активности сотрудников библиотек («Творческое лицо библиотеки», «Придумай брэнд для любимой библиотеки», «Моя перспектива»).

Конкурс на лучшую работу по продвижению книги и чтения «Библиотека XXI века» был организован методическим отделом ЦБ г. Прокопьевска Кемеровской области (8). Перед библиотекарями стояла задача – смоделировать в своей библиотеке новое пространство чтения, которое будет содействовать улучшению качества библиотечного обслуживания читателей и созданию новых информационных услуг для жителей. Для того, чтобы решиться на грандиозную реконструкцию пространства своей библиотеки, участникам конкурса пришлось самостоятельно познакомиться не только с современными веяниями и тенденциями дизайна помещений библиотек России и мира. Необходимо было изучить законодательные документы (например, Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), библиотечные ГОСТы (Социальные нормативы и нормы // Библиотека и закон; вып.1.- С. 169-178), «Инструкции по проектированию библиотек СН 548-82 с учетом различных групп помещений», «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» и др. Для того, чтобы сделать информационную среду библиотек интересной и привлекательной для разных групп читателей, необходимо было учесть и мнение самих читателей. С этой целью библиотекарями проводились мини-исследования, опросы и анкетирования. В результате, информационное пространство библиотек изменилось до неузнаваемости.

Предлагаем организовать и провести в ЦБС аукцион творческих идей «Возможности библиотеки….»: либо по какому-то отдельному направлению деятельности или в целом по приобщению к чтению детей и подростков. Главная задача участников аукциона – заинтересовать своих коллег», «продать» им свои идеи, формы работы

Библиотекарь знающий – библиотекарь читающий»

 «Каждый из нас есть то, что он читает, и все мы незаметно становимся тем, что вычитываем, как бы букетом собранных нами в чтении цветов»  (И. Ильин)

«Библиотекарь, мало читающий и не успевающий читать те книги, которые спрашивают его читатели, перестает быть интересным для них» (Э. Сукиасян)

Чтение библиотечного специалиста особенное – он читает не только для себя, от него требуются знание литературы, любовь к ней, умение передать интерес к книге другим. Поэтому перед методическими службами ЦБС наряду с другими должна стоять задача продвижения качественного чтения в профессиональную среду. При планировании работы методико-библиографических служб в данном направлении, прежде всего, необходимо определить состояние  профессионального уровня библиотекаря-читателя. С этой целью желательно организовать среди сотрудников ЦБС анкетирования «Библиотекарь как читатель», «Облик профессионала», «Периодика в моей жизни», «Диагностика читательских особенностей библиотекаря», провести районное исследование «Чтение, которое нас объединяет» с целью – выявить круг чтения читающей аудитории детей, юношества и библиотекарей. Задачи исследования: сделать срез читаемой сегодня литературы; привлечь к проведению исследования разные слои населения различных возрастных групп; исследовать круги чтения, ранжировав читаемую литературу по частотности называния; выделить кластеры по 10 книг по частотности называния; провести анализ по трем параметрам: характеристики читателя, характеристики книги, характер чтения (учебное или досуговое); составить отчет о результатах исследования; ознакомить участников с результатами исследования, провести читательские конференции, дискуссии и др. мероприятия;

Формированию читательского вкуса сотрудников будет способствовать информационная зона методико-библиографических отделов: стенд «Территория чтения», папки-накопители статей из периодики и Интернета «Мастера современной прозы», «Разнообразие тем и жанров художественной литературы», книжные выставки «Эта книга твоим языком о тебе говорит» (психологический портрет читателя по его любимой книге), «Парад книг- 20.. года» (по книгам, вызвавшим восхищение или протест у библиотекарей), «Читаем лауреатов литературных премий».

При планировании работы по повышению квалификации библиотечных специалистов рекомендуем использовать занятия в комплексе – теоретические, практические и творческие.

Теоретическая часть

  • лекции-консультации «Экскурс в историю «Русского Букера», «Авторы года», «Возвращенные имена», «Новые имена», «Современная литература в чтении детей и подростков», «Веблиография современной российской литературы», «Литературные премии в области детской литературы»;
  • социально-литературоведческий анализ «Золотая полка, или Прорыв сорокалетних»;
  • литературный калейдоскоп «Современная литература Нижегородского края», «Современная литература России»;
  • семинары «Современная детская литература для детей и подростков», «Произведения художественной литературы и литературоведение в «толстых» журналах» и др.

Практическая часть

  • При подготовке к семинарам, посвященным современной художественной литературе, рекомендуем разработать: рекомендательный список литературы «Авторы, которых читают сегодня», «Литературная диета для гурманов», списки-буклеты «Самые читаемые авторы», «Журнальные новинки», «Хроники литературной жизни», информационные листки «Литература нового века», «Новые имена», «Об этой книге спорят», дайджесты «Лауреаты литературных премий»*, путеводители по литературно-художественным журналам.
  • К семинару «Война проходит через сердце» подготовить плакат-опрос «Война для меня – это…», серию буклетов «Поэты района – 75-летию Победы», рукописную книгу отзывов читателей – участников районного конкурса «Читая книги о войне», рекомендательный список литературы «Наш край не обошла война», обзор творчества современных авторов, пишущих о войне.
  • Помогают научиться навыкам анализа литературного произведения памятки «Как читать художественную литературу», «Алгоритм чтения». На основе отзывов коллег можно подготовить серию буклетов «Из читательских дневников библиотекарей», «Предпочтения», «Советует библиотекарь», «Что читают библиотекари?».
  • Рекомендуем организовать для библиотекарей:
  • цикл семинаров-практикумов «Современная отечественная литература» (2):

«Авторы года», «Возвращенная литература», «Новые имена», «Исторический жанр», «Молодежная тематика в современной литературе». В программе семинаров: обязательные тренинги и практические занятия по составлению аннотаций, анализу текстов и изобразительных средств языка, умению устно пересказывать произведений, знакомство с различными литературными приемами (гротеск, фарс, пародия, сарказм, ирония, памфлет), устные сообщения, составление аннотированных персональных списков рецензий по творчеству отдельных авторов, чтобы научить библиотекарей использовать литературную критику;

  • семинар-практикум «Книга: современный PR – творчество – чтение» с привлечением специалистов в области рекламы, журналистов, писателей, преподавателей-словесников;
  • практикумы «Как рекламировать чтение, чтобы вернулась любовь к книге»; «Игровые технологии в читательском развитии детей»;
  • мини-конференцию «Вчера я прочитала»;
  • книгодебаты «Я считаю роман… социальной драмой (триллером, классическим детективом, типичной женской прозой и т.д.)»;

– дискуссионные качели: сравнить западных мастеров детектива с нашими авторами криминальных бестселлеров»; на занятии «Исторический жанр» – приготовить сравнительный анализ двух произведений – современного автора и автора дореволюционного – чтобы сопоставить подачу исторического материала и различные жанры исторической прозы;

  • часы интересных встреч (встречи с местными и нижегородскими писателями);
  • мастер-класс «Мастера детектива» с обзором авторов и произведений, игровыми тренингами, представлением участниками любимых авторов и т.д.;
  • читательскую конференцию «Женская проза: за и против» с устными сообщениями, содержащими анализ конкретных произведений;
  • литературный вечер «Сладость дамского романа» с мини-конференцией «Мы любим читать про любовь»;

Запланируйте создание на сайте ЦБС базы данных «Полезные адреса литературного Интернета».

Творческая деятельность

  • Организуйте проведение профессиональных конкурсов на разработку книжных выставок, посвященных художественной литературе. Для этого:
  1. можно дать каждому сотруднику темы книжных выставок с правом самостоятельного выбора формы данной выставки и последующей защитой творческого проекта перед коллегами. Примерные темы: «Книжный мир на рубеже веков», «Откройте для себя мир мемуарной литературы!», «Новые книги нового века», «Книги, которые надо перечитывать», «Мужчина с книгой», «Книги для женщин», «Кто есть кто в современном мире», «Персона»;
  2. можно дать задание разработать определенную форму книжной выставки: выставка одной книги (классической или современной), выставка-аукцион («Литературная азбука для детей»), выставка-словарь, выставка-викторина («Знаете ли вы русскую классику?»), выставка-диспут («Классика любимая и не очень»), выставка-ретроспектива («Бестселлеры ушедшего века»), выставка-диалог («Что интересно молодым?»).
  • Бенефисы читательских формуляров тех библиотекарей, чье обращение к книге отличается систематичностью, разнообразием и литературным вкусом: «Мой круг чтения», «Я люблю читать», «Читаем всей семьей», «Моя читательская биография».

Учебно-просветительские циклы

В борьбе за повышение профессионального уровня, порой забывается самое главное: библиотекарь – это не только «специалист умелый», не только навигатор в безбрежном океане информации, но библиотекарь – это, прежде всего, женщина. Умная, ироничная, красивая, умеющая поддержать разговор на любую тему: от проблем постукивания пальцев в двигателе машины до вопроса о том, в каком жанре написаны картины Я. Брейгеля-старшего. В планах повышения квалификации библиотекарей, к сожалению, о гармоничном развитии личности не говорится. Видимо, эстетический и художественный вкус библиотекари-навигаторы должны развивать только путем самообразования и в свободное от основной работы время. Методисты Библиотечного информационного центра «Орджоникидзевский» (г. Екатеринбург) пришли к выводу, что так быть не должно. Творческий проект «Волшебная сила искусства» (12) призван изменить сложившееся положение дел. Проект состоит из 4 блоков:

  1. Организация художественных выставок.
    Реализация данного блока позволяет библиотекарям:

    • познакомиться с творчеством местных художников;
    • познакомиться с основами дизайна интерьера, организацией библиотечного пространства;
    • пройти обучение основам живописи в мастер-классах, проводимых художниками в библиотеке.
  2. Разработка фирменной одежды для библиотекаря.
    Реализация данного блока потребовала от библиотекарей:

    • изучения литературы по вопросам фирменного стиля, фирменной одежды, презентации внешности, направлений моды и т.д.;
    • проведения социологических исследований отношения читателей и библиотекарей к внешнему облику библиотекаря;
    • разработки собственной коллекции моделей фирменной одежды для библиотекаря.
  3. Фитодизайн
    Данный блок включает в себя благоустройство территории около библиотеки, установку парковых скульптур и памятника библиотекарю, организацию летней кофейни-читальни у библиотеки.
    Реализация блока позволила библиотекарям:

    • познакомиться с основами фитодизайна;
    • познакомиться с особенностями создания парковых скульптур;
    • изучить особенности летнего чтения горожан в кофейне-читальне библиотеки.
  4. Встречи в музеях

Этот блок предусматривает знакомство библиотекарей с экспозициями разных музеев города и области: от заводских до музеев российского значения.
При реализации блока сотрудники библиотеки смогли:

    • расширить знания по краеведению;
    • познакомиться с основами музейного дела, особенностями каждого типа музеев;
    • найти общие точки соприкосновения в организации совместных выставок и др. мероприятий.
Список литературы:
  1. Алункачева, Г. Из лоскутков сплетается узор : «квилт», «фристайл» и «методическая мельница»: творческий калейдоскоп / Г. Алункачева // Библиотека. – 2013. – №7. – С. 10-14.
  2. Боброва, Н. Не бояться текстов : изучение современной художественной литературы и система повышения квалификации библиотекарей / Н. Боброва // Библиотека в школе. – 2005. – №19. – С. 19-22. – (вкладка).
  3. Борнеман, О. В. Непрерывное образование в детских библиотеках г. Ярославля : опыт работы по повышению квалификации МУК «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля» / О. В. Борнеман // Новая библиотека. – 2009. – №3. – С. 18-23.
  4. Борнеман, О. В. Профессиональные проекты в лабиринте времени : непрерывное образование специалистов в детских библиотеках / О. В. Борнеман // Библиополе. – 2010. – №2. – С. 5-8.
  5. Головко, С. И. Социально-культурные функции библиотечной профессии / С. И. Головко // Библиотековедение. – 2004. – №6. – С. 32-38.
  6. Елисеева, Т. Учимся непрерывно : программы повышения профессиональной квалификации / Т. Елисеева // Библиополе. – 2007. – №2. – С. 35-39.
  7. Семененко, Н. А. «Мы столько можем, сколько знаем» : программа непрерывного образования библиотечных кадров / Н. А. Семененко // Молодые в библиотечном деле. – 2005. – №9-10. – С. 36-41.
  8. Семиколенных, Н. Б. Как сделать современную библиотеку интересной? / Н. Б. Семиколенных, С. А. Хмелевцева // Новая библиотека. – 2009. – №10. – С. 19-23.
  9. Федоренко, Н. Н. Это ярмарки краски… / Н. Н. Федоренко // Библиотека. – 2004. – №4. – С. 40-41.
  10. Худокормова, О. Мобильный факультет : методическая помощь с «доставкой на село» / О. Худокормова // Библиотека. – 2012. – №8. – С. 19-20.
  11. http://mei-blog.blogspot.ru/2011/04/blog-post_08.html
  12. http://www.public-library.ru/librarians/issue/sbornik13-11.htm

Составитель: Ксенофонтова Т.В.,
зав. организационно-методическим

отделом НГОДБ

* Рекомендуем пользоваться дайджестами  НГОДБ «Писатели-лауреаты литературных премий в области детской литературы» и «Книги-лауреаты литературных премий в области детской литературы»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons