Вера Мухина: ПЕРВАЯ ДАМА СОВЕТСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Легендарную скульптуру  «Рабочий и колхозница» она  создавала отнюдь не для ВДНХ, а для Всемирной выставки 1937 года. «Идеал и символ советской эпохи» отправили в Париж частями — фрагменты статуи заняли 28 вагонов!.. Врубрике  «АртВинегрет»- Вера Игнатьевна Мухина,талантливый модельер, медсестра и «первая дама советской скульптуры»!

А вы знаете, что…

  • Вера Мухина  была далеко не рабоче-крестьянского происхождения. Родилась она  в  Риге в состоятельной семье: папа — рижский купец, меценат, покровитель искусств. Мама — немка по отцовской линии, дочь аптекаря. Дед Кузьма Игнатьевич Мухин был удачливым дельцом и оставил огромное состояние, которое позволило скрасить не слишком счастливое детство внучки.
  • Девочка рано потеряла родителей, и лишь богатство деда да порядочность дядек позволили Вере и ее сестре Марии не узнать невзгод сиротства.Окончив в 1909 году гимназию, Вера отправилась в Москву, где училась живописи в студиях известного пейзажиста  Константина Юона.
  • Однажды в рождественскую неделю Вера поехала с друзьями кататься на санках, сильно разогналась на горкеи врезалась в дерево. Больше всего пострадало лицо. Хирурги кое-как его «заштопали», а родным наказали: девушке зеркало в руки не давать!Но Мухина была не из тех барышень, что падают в обморок по любому поводу. Вера тут же повернула эту неприятность в свою пользу. Она давно мечтала о Париже, поэтому попросила своего дядю отправить ее туда на лечение. Во французской столице Мухиной пришлось пережить несколько операций, а между ними она брала уроки рисунка и скульптуры, сочетая полезное с… полезным.  Именно в Париже она начала серьёзно изучать скульптуру: девушка брала уроки у скульптора-монументалиста, ученика самого Огюста Родена Эмиля Антуана Бурделя.
  • Некоторое время Вера Мухина была модельером. Первые эскизы театральных костюмов она создала в 1915–1916 годах. Для первого советского журнала мод «Ателье» нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. Но советские реалии вносили свои правки и в моду: вскоре модельеры Надежда Ламанова и Вера Мухина выпустили альбом «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды — универсального платья, которое «легким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна.
  • В 1925 году на Всемирной выставке в Париже  была представлена коллекция в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала Вера Мухина. Изготовлены наряды были из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашенным горохом, а пуговицы выточены из дерева. Все платья украшал оригинальный орнамент «петушиный узор», придуманный Мухиной.
  • В годы  Первой мировой войны, окончив курсы медсестёр, будущий скульптор работала в военном госпитале. Здесь она познакомилась с молодым военным врачом Алексеем Замковым, который стал её мужем… и моделью для скульптур.
  • Когда художник Михаил Нестеров познакомился с Верой Мухиной, он сразу решил написать ее портрет.  Скульптор позировала ему больше 30 раз.  Нестеров сумел запечатлеть ее в момент творчества,  когда из бесформенного куска глины рождается  произведение искусства.
  • Вере Мухиной  приписывают изобретение граненого стакана, но это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и идеально подходили для советской посудомоечной машины, изобретенной незадолго до этого.
  • МонументМухиной «Рабочий и колхозница» называли образцом скульптуры ХХ века, во Франции даже выпустили серию сувениров с изображением памятника. Позже Вера Мухина вспоминала: «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник». В 1947 году скульптура стала эмблемой «Мосфильма».
  • Памятник Петру Чайковскому по проекту Веры Мухиной установили рядом с Московской консерваторией. С ним связана особая примета: студенты верят, что бронзовые ноты с партитуры композитора приносят удачу не только в учебе, но и в музыкальном творчестве. О студенческой легенде узнали реставраторы памятника, когда стали восстанавливать его в 2007 году и недосчитались множества его мелких деталей.
  • Вера Мухина — автор двух памятников Максиму Горькому. Один из нихустановлен в 1943 году в Москве у Белорусского вокзала, другой — в 1952 году в городе Горьком. Она  создала образ молодого Горького в период его жизни в родном Нижнем. По первоначальному замыслу, памятник должен был стоять на Волжском откосе. Но с 1940 года здесь уже стоял памятник Валерию Чкалову. Второй вариант: высокий, крутой, но уже Окский берег — в районе современной улицы Суетинской. Однако городские власти, несмотря на протесты Мухиной,  решили перенести скульптуру ближе к центру на площадь «Первого мая».  Так, с  1952 года площадь Первого мая стала носить имя Горького.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons