«НОВЫЕ» ИКОНЫ АВВАКУМА

В иконографии протопопа АввакумаПрослеживаются два этапа:

  • старый  XVII-XVIII вв.
  • новый, начавшийся примерно с середины XIX в. и продолжающийся по настоящее время.

Из старых икон Аввакума сохранилась всего одна, «хлудовская» икона, называемая по имени ее первого известного владельца.

Появление вновь икон Аввакума в XIX и особенно в XX в. ничего общего не имеет со старой керженской традицией. Оно связано с утверждением белокриницкого, поповского, согласия. Старообрядцы этого согласия еще в XIX в. изредка писали иконы Аввакума, но, не имея на то официального соборного разрешения, поклонялись им лишь в домашних условиях. После 1906 г. поповцы несколько раз пытались канонизировать Аввакума, но каждый раз встречали резкое противодействие со стороны Синода, объявлявшего Аввакума еретиком и государственным преступни0ком. Однако это не мешало им теперь открыто пользоваться иконами Аввакума, освящать в его честь церковные приделы.

Официально протопоп Аввакум был канонизирован на московском соборе, происходившем на Рогожском кладбище в мае 1917 г. После этой даты было написано большинство ныне известных его икон. Все они принадлежали старообрядцам белокриницкого согласия или нахо­дятся и сейчас у них.

В 1999 г. в широкий научный оборот был введен уникальный настенный рисованный лист «Описание лицевое Жития протопопа Аввакума». Рисованный лист был создан в начале XIX в. в Москве, в мастерской М. Григорьева. Местонахождение листа неизвестно. Он сам известен только по черно-белым публикациям 1908 и 1909 гг..В центре изображен протопоп Аввакум. Справа и слева — клейма его жития, но без соблюдения последовательности.

Современные беспоповцы всех разветвлений признают Аввакума священномучеником, отмечают особой службой день его смерти—14 апреля, но святым его не считают и икон его не держат. В общественных местах (залах заседаний и т. д.) у них встречаются иконописные изображения Аввакума, без нимба и не в виде святого. Иконы протопопа Аввакума, написанные в XIX-XX вв., не опираются на какие-либо устные или письменные сведения об Аввакуме. Отдельные из них копируют изображение Аввакума с «хлудовской» иконы, большинстводругих, выполненные по иконописным шаблонам, дают один из традиционных типов святого, выбранный каждым иконописцем по своему вкусу.

Изображения:

  1. настенный рисованный лист «Описание лицевое Жития протопопа Аввакума»
  2. протопоп Аввакум на православной и старообрядческой иконах

 

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons