АВВАКУМ В ИКОНОПИСИ. ПЕРВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

В год 400-летия протопопа Аввакума открываем цикл публикаций, посвященных священномученику и главному идеологу старообрядчества. И сегодня поговорим об образе Аввакума в иконописи.

Протопоп Аввакум почитается старообрядцами всех согласий. Иконы этого святого появились, по всей вероятности, уже в конце XVII в. Изображения и описания наружности протопопа, сделанные при его жизни, неизвестны. Единственным достоверным старинным изображением является «хлудовская» икона Аввакума, знакомая ученым более ста лет.

Когда же и при каких обстоятельствах появились иконы Аввакума у старообрядцев? Чем руководствовался иконописец, создавая изображение? Какие данные были у него под рукой?

♦ Нижегородский старец Сергий (наиболее «зельный» почитатель и любимый ученик) состоял с Аввакумом в длительной переписке, неоднократно встречался с ним. У него были письма «собственной протопоповой руки», в которых он самого себя и Сергия «вообразил» в лицах. Однако вряд ли Аввакум добивался в своем рисунке портретного сходства: ведь он рисовал его в 1679 г. в условиях Пустозерской темной земляной тюрьмы.

В условном изображении могли, однако, отразиться и какие-то характерные черты живого облика Аввакума. Бывая во дворце и у бояр, Аввакум встречал зеркала и видел в них себя, также он мог видеть свое изображение в железе и в воде.

♦ Другим источником (по-видимому, более существенным для иконописца) послужили рассказы людей, знавших лично протопопа. А таких людей в то время на Керженце, кроме старца Сергия, находилось еще немало! Были и те, кто тайно навещал Аввакума в Пустозерске и видел его в последние годы жизни.

♦ Писатель П. И. Мельников-Печерский, принимавший непосредственное участие в закрытии керженских скитов в середине XIX в. и знавший хорошо жизнь не только волжского старообрядчества, сообщал, что встречал у старообрядцев иконы Аввакума. На этом основании он дал первое в литературе описание наружности протопопа. «Судя по этим иконам, — пишет П. И. Мельников-Печерский, — Аввакум был высокого роста, широк в плечах, с длинной седой бородой, кудрявыми седыми волосами, имел большие глаза, прямой тонкий нос, лицо сухощавое».

Икона «АВВАКУМ СВЯЩЕННОМУЧЕННИК»

  • Сюжетной канвой иконы послужило видение протопопу Аввакуму в «Вознесеньев день» в тюрьме Николо-Угрешского монастыря после его расстрижения в 1666 г. Протопоп изображен здесь в рост, в молении, с Евангелием и свитком.
  • На свитке — текст из «Послания братии на всем лице земном» 1669—1670 г.г.
  • Происходит из собрания А.И. Хлудова, в музей поступила в 1923 г. из московского Никольского единоверческого монастыря.
  • Датировка: начало XVIII в.
  • Автор: Нет данных
  • Размер: 14,6 х 12,5
  • Материал: дерево, левкас, темпера
  • Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons