Два в одном! Оптические «складыши» Джузеппе Арчимбольдо

В рубрике «АртВинегрет» – Джузеппе Арчимбольдо – он же Мастер Празнеств и Джузеппе Великолепный, первый в истории сюрреалист. Сам Сальвадор Дали называл его своим учителем! Большинство полотен Арчимбольдо – воплощение игры ума, когда форма выглядит затейливей содержания, а одна из главных задач – поражать воображение…

Итальянский художник XVI века был действительно незаурядной личностью: увлекался наукой, естествознанием, теорией живописи, техникой, обладал недюжинным организаторским талантом.

А вы знаете, что…

  • Джузеппе был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо, который дружил с учеником Леонардо да Винчи- БернардиноЛуини. Сын Луини общался с Джузеппе и показывал ему альбомы и записи Леонардо.
  • Впервые имя художника (вместе с именем отца) упоминается в 1549г. Отец и сын разрабатывали эскизы витражей для Миланского собора. Тогда ничего не выдавало в Джузеппе будущего очень оригинального художника. Но от этого периода у Джузеппе осталась только любовь к ярким краскам.
  • В 1562г. Арчимбольдо откликнулся на просьбу императора Максимилиана и покинул Милан на долгие 25 лет. Он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того получал награды от монарха за особо понравившиеся работы.

Именно в это время художник выработал уникальный стиль: картины Джузеппе настолько портреты – насколько и натюрморты. Издалека выглядят как обычные изображения людей, но вблизи оказывается, что они созданы из искусно сложенных предметов, как правило, овощей и фруктов.Кстати, сам художник был опытным садовником и хорошо знал, что писал. Это были  картины серии «Времена года»: «Лето» и «Зима». Позднее серия пополнилась работами «Весна» и «Осень». Картины настолько понравились императору, что художника просили написать такие же в качестве подарков знаменитым особам.

  • Через несколько лет Арчимбольдо отправился в Прагу, к преемнику Максимиллиана – Рудольфу II.И вот тут начинается самое интересное! Рудольф был охвачен популярным увлечением богачей XVI столетия: он собирал диковинки со всего света в свой «Кабинет», или «Кунсткамеру», которая разрослась до немыслимых размеров. А следить за всем этим поручили именно Арчимбольдо.

Но самое главное – это титанические труды по организации мероприятий при дворе. По сути, Джузеппе был первым ивент-менеджером, арт-директором, разработчиком празднеств. Судя по сохранившимся описаниям, выглядело всё действительно впечатляюще даже по нынешним меркам: Арчимбольдо создавал фонтаны, изобретал специальные театральные машины для рыцарских турниров, придумывал украшения при дворе.Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов.

  • В 1587году художник подал в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле: портрет «Флора», цикл «Стихии»(символизирующие землю, воздух, воду и огонь). Были в коллекции Арчимбольдо и портреты-перевертыши – абсолютно новаторское для XVI века решение.
  • Не все портреты Арчимбольдо состоят только из фруктов и овощей. Так, в серии «Профессии» «Официант» собран из бочек и бутылок, а «Библиотекарь» – из стопки книг. Пальцы — это бумажные закладки, причёска же представляет собой раскрытую книгу с крючками (аллегория заполненности головы знаниями).
  • После смерти художника его странные портреты забылись. Популярность возобновилась с приходом сюрреализма – держится до сих пор! Например, американский художник и кинорежиссер Филип Хаас в 2012 году создал художественную инсталляцию «Времена года», ставшую скульптурной переработкой картин Арчимбольдо.

В середине XX века работы мастера вдохновили советских мультипликаторов, авторов «Ух ты, говорящая рыба», на создание своего “овощного портрета”. Также овощной человек в стиле Арчимбольдо украсил  мультфильм «Приключения Десперо».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons