Самое первое изображение Нижнего Новгорода

Продолжаем рубрику «Нижний Новгород в картинах художников». Самым первым наш город изобразил Адам Олеарий (1603-1673) – немецкий ученый, энциклопедист, историк, географ и путешественник.

Что известно о нём? Насколько точны его рисунки? Давайте сравним несколько старинных гравюр…

Адам Эльшлегер (Olearius – литературный псевдоним) – сын сельского портного Несмотря на большую нужду, он закончил один из лучших университетов Германии и получил там ученые степени. Автор научных трудов в области гуманитарных (история, этнография, литература, лингвистика) и естественных (астрономия, математика, география) наук. Созданный под руководством Олеария знаменитый Готторпский глобус был подарен Петру I и с 1714 г. хранится в Петербурге.

Как секретарь голштинского посольства, Олеарий трижды побывал в России в составе дипломатических миссий: посольства в Москву в 1633-1633 гг., посольства в Москву и Персию в 1635-1639 гг., а также 1643 г.

Книга «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» энциклопедического характера вместе с Готторпским глобусом является единственной дошедшей до наших дней частью научного наследия Олеария.

«Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»

Виды Нижнего Новгорода середины XVII века, выполненные Адамом Олеарием, можно считать первыми известными нам изображениями города. Олеарий-Эльшлегер пробыл в Нижнем Новгороде десять дней с 11 по 30 июля 1636 г., во время второй поездки в Московию в составе голштинского посольства, получившего разрешение от царя Михаила Федоровича проехать через Россию в Персию. На обратном пути в 1639 г. он праздновал в Нижнем Новгороде Рождество, описывая в дневнике лютый русский мороз.

Книга Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», изданная на родине писателя в 1647 г., была самым известным сочинением о России в XVII веке. Олеарий излагает целый свод сведений по географии, топографии, этнографии России, в том числе Поволжья. Уникальна информация дипломата об административном аппарате страны, о финансах, армии, судопроизводстве, управлении, ремеслах и торговле.

Ценными для современников европейпев были рассуждения путешественника о нравах, быте, праздниках и обрядах жителей России середины XVII в. Книга была иллюстрирована прекрасно исполненными гравюрами, выполненными при участии самого автора и изображавшими картины жизни и быта России тех времен. Обилие иллюстраций подчеркивало энциклопедическую форму сочинения.

Давайте сравним!

Олеарий во время путешествия не только вел путевой журнал, но и рисовал карандашом жителей России, дома и пейзажи, а также нанял нескольких художников для оформления «Путешествия в Московию». Также издание было снабжено картами, топографическими схемами. Старинные географические карты Московии отражают пристальный интерес Западной Европы к таинственному соседнему государству.

Гравюры и рисунки Нижнего Новгорода в книге Олеария издания 1656 года напоминают приложения к топографическим и аксонометрическим (наглядная параллельная проекция объекта) планам города. На рисунке, озаглавленном «Nisen Navgorod» (Нижний Новгород) и выполненном в одной плоскости, схематично и условно, непропорционально узкими изображены обе реки, открывающиеся взгляду наблюдателей, стоящих на низком берегу. Гравюра снабжена метками, как на карте: «Wolga fluu» (река Волга) и «Осса fluu» (река Ока).

Известно несколько вариантов издания книги. Гравюра Олеария в разных изданиях XVII века выглядит по-разному. Выдающийся нижегородский историк и архитектор, реставратор кремля С.А. Агафонов сравнивает рисунки Олеария, включенные в издания 1647 и 1656 гг. и гравированные разными мастерами: «Издание 1647 года более достоверно передает вид кремля с его башнями, а издание 1656 года – особенности храмовых строений”.

В 1636 г., когда голштинское посольство останавливалось в Нижнем Новгороде, на территории нижегородского кремля располагалось множество деревянных церквей, позднее разобранных. Среди их шатров выделялись два белокаменных собора – Спасо-Преображенский и Архангельский. На гравюрах в обоих изданиях внутри кремля изображены каменный XIV века Спасо-Преображенский собор и деревянная Владимирская церковь. Они особенно хорошо видны на фрагменте гравюры из издания 1656 года. В центре композиции – двухшатровая деревянная Воздвиженская церковь.

Скорее всего, Олеарий за десять дней пребывания в Нижнем делал карандашом только наброски, а прорисовки выполнял позднее, возможно – по воспоминаниям, поскольку гравюра грешит неточностями.

На гравюре в издании 1656 г. не соответствовало действительности расположение и количество башен нижегородского кремля – башни изображены с машикулями, то есть нависающим верхом с прорезями для защиты; некоторые круглые башни показаны квадратными.

Чуть правее на обеих гравюрах в изданиях 1647 и 1656 г.г. показан деревянный храм на том месте, где на самом деле должен быть заново отстроенный в 1631 г. каменный собор Михаила Архангела. Но эту ошибку можно объяснить так: предположительно в то время перед храмом размещалась деревянная церковь Иоанна Богослова, которая на рисунке могла перекрыть вид на Архангельский собор с выбранной путешественником точки изображения.

В обоих вариантах не показан сквозной проезд Ивановской башни, отсутствуют церковь Иоанна Предтечи и монастыри внутри кремля, стены кремля – без уступов. Интересно, что на обоих вариантах изображение исполнено, но крайней мере, с двух разных точек.

Но у гравюры из издания 1656 г. есть другие преимущества: она охватывает более широкую панораму, а снасти корабля не закрывают изображенные постройки. На фрагменте гравюры 1656 г. объективно изображена церковь Святого пророка Илии, за ней просматривается Успенская церковь. Напротив Ильинской церкви – башня, с которой был произведен знаменитый выстрел Феди Литвича, положивший конец нападению ногайцев на Нижний Новгород в 1505 году. Судя по всему, на переднем плане гравюры в издании 1656 году ниже кремля помещены храмы, не имевшие отношения к Нижнему Новгороду.

Литература:

Дмитриевская Г. А. Живописный Нижний Новгород [Изоматериал] : первый опыт иконографии / Г.А. Дмитриевская; Нижегор. гос. музей Н. А. Добролюбова, фонд “Нар. памятник” ; науч. ред. Ю. Г. Галай. – Нижний Новгород ; Саранск : [б. и.], печ. 2005. – 151 с. : ил

Путешественники / [сост. и текст Н. Морохина, Д. Павлова ; коммент., фот. Н. Морохина]. – Нижний Новгород : Книги, 2009. – 734, [1] с. : ил. – (Нижегородские были).

Резанова Н. В. Нижний Новгород: тайны, легенды, истории : [12+] / [при участии Н. Г. Григорьевой ; иллюстрации В. Надеждиной ; предисловие Н. Морохина]. – Нижний Новгород : Деком, 2019. – 228, [1] с. : ил. – (Нижегородское культурное наследие.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons