Александр Роу: сказки ирландца с русской душой

А вы знаете, что 8 марта – день рождения Александра Артуровича Роу? Удивительно, но самым главным сказочником советского кино стал сын ирландского инженера  и гречанки. Сегодня в рубрике «АртВинегрет» – режиссер, который смог перенести  на киноэкраны всё волшебство русского  фольклора.

♦ Родился будущий сказочник в 1906 году в городе Юрьевец. Для Саши детство оказалось коротким: в 1914 году, когда началась Первая мировая война, отец вернулся в Ирландию, оставив больную жену с ребёнком без средств к существованию.

Саше пришлось торговать спичками и галантереей. Невзирая на трудности, учебу в школе он не бросил, а после окончания «семилетки» поступил в промышленно-экономический техникум. Потом удалось окончить киношколу и драматический техникум. В кино Роу попал не сразу. Но в итоге оказался там, где почувствовал себя как дома – на киностудии «Союзмультфильм».

♦  Первой картиной, что доверили молодому режиссеру, стала сказка «По щучьему велению». Кино тогда было еще черно-белым, о компьютерах и не слышали, а все чудеса осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. Так, в фильме печка и ведра передвигались сами по себе, пятились задом гуси, говорила щука…

Именно это и подкупило зрителей всех возрастов. Ведь в фильмах Роу все чудеса происходили естественно, но присутствовала режиссерская хитрость.

♦  Роу совершенствовал техническую сторону работы: увеличивал количество спецэффектов, огромное внимание уделял гриму и декорациям. Режиссер придумывал настоящие технические новинки.  Например, в сказке «Морозко» есть кадр: Морозко натыкается в лесу на зеленую елочку, не покрытую снегом.  Взмах волшебным посохом – и снег взлетает вверх, окутывая ветви. Зрители были в восторге! А раскрывался секрет просто: помощники Роу стряхивали снег с дерева и весь процесс снимали на пленку. А при монтаже этот момент вклеивали в обратном порядке.

♦  Роу впервые в нашем кинематографе доверил волшебный сюжет не рисованным или кукольным персонажам, а актерам. Именно он без всяких компьютерных спецэффектов показал такого Змея Горыныча, что куда там Смаугу из «Властелина колец»!  Созданный в Загорске для сказки «Василиса Прекрасная» макет Змея Горыныча двигали изнутри 20 человек. Горыныч оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от него шарахалась лошади.

♦  Режиссер создал прекрасную команду артистов. Некоторые снимались не в одном фильме. А Георгию Милляру «повезло» больше всех: ему Роу давал сразу по несколько ролей в одном фильме. Правда, больше всего актер запомнился по ролям Бабы Яги.

На роль Яги пробовались многие знаменитые артистки, даже Фаине Раневской хотели дать эту роль. Но Роу сомневался. Понимал, что такой персонаж должен быть каким-то другим. Тогда Милляр и предложил свою кандидатуру, убедив, что роль Бабы Яги – не для женщин.

Его Баба-Яга постепенно менялась, превращаясь из сказочной злодейки в старушку, измученную радикулитом и житейскими проблемами. Недаром на одном из кинофестивалей титул «Самая обаятельная нечистая сила» был присвоен Милляру самими детьми.

♦  Одна из самых знаменитых работ режиссёра – «Морозко». Фильм оказал огромное влияние на мировой кинематограф. Кстати, в Чехии есть традиция – перед Новым годом показывают именно этот фильм. Еще в этой стране есть мороженое «Морозко»!

♦  Для Александра Хвыли, который играл роль Деда Мороза, это был дебют в кино. Но он сыграл так убедительно, что буквально на следующий год стал главным Дедом Морозом на Кремлевской елке.

♦  Еще одна замечательная киносказка – «Кащей бессмертный». Премьера фильма состоялась 9 мая 1945 года, в барнаульском кинотеатре «Родина». Конечно, фильм был воспринят как метафора завершившейся войны. «Кащей» снимался в сложных условиях, съемки проходили в Алтайском крае и Таджикистане. Там есть кадры, где горит пшеничное поле. Организовать поджог поля в войну было делом немыслимым! Чтобы получить разрешение, Роу специально писал в Совнарком. Кащея Бессмертного сыграл Георгий Милляр. Актер, только оправившийся от болезни, был тогда настолько худым и бледным, что на съемочной площадке его испугалась даже его лошадь.

♦ Александр Роу был страстным путешественником и объехал со своими фильмами весь мир. Он побывал в 22 странах Африки, что для советского времени было рекордом!

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons