Нижний в картинах художников. П.Верещагин

Сегодня рубрика  «Нижний в картинах художников» зовет нас на «Рынок в Нижнем Новгороде». Именно так называется картина Петра Верещагина, представленная в двух вариантах.

Но вначале несколько слов о самом художнике! Петр Петрович Верещагин (1836-1886) – живописец-пейзажист. Главная особенность его работ – изображение колоритной жизни простых горожан на фоне величественной русской архитектуры.

Также для художника характерно неоднократное(!) обращение к удачно найденным сюжетам. Яркий пример –  несколько вариантов картины «Рынок в Нижнем Новгороде». Впервые этот мотив заинтересовал Верещагина в середине 1860-х годов. За созданную тогда картину он получил звание классного художника. Ныне картина экспонируется в Нижегородском художественном музее, а эскиз к ней находится в Русском музее.

А в 1872 году художник сделал повторение, которое хранится в Третьяковской галерее.

Судя по всему, в своей работе автор ориентировался на известную литографию по рисунку Д.Я. Быстрицкого «Церковь Иоанна Предтечи и Спасская часовня» 1856 года. Пейзаж Верещагина оживляет большое количество разнообразных фигур на торгу, но выбранный ракурс, точка изображения абсолютно совпадают с литографией Быстрицкого.

Архитектурные отличия на обеих работах Верещагина незначительны: городской пейзаж оказывается своего рода декорацией, на фоне которой художник ставит спектакль оживленной торговой рыночной жизни. Всякий раз мастер компонует новые жанровые сценки, причем «действующими лицами» выступают даже неодушевленные предметы – винные бочки, тележки, корзины, тюки с товаром.

Какое же место изображено здесь?

Оно легко угадывается! На картине мы видим Нижний базар – древнейшую торговую часть города. Она располагалась вдоль берега Волги от кремля до плашкоутного моста через Оку и была самым бойким и людным местом в городе.

Н.И. Храмцовский описывает рынок в своих «Очерках…» так: «Справа от кремля Рождественская улица начинается Посадским рынком, выходящим с другой стороны в Живоносновскую улицу; рынок этот состоит из двух корпусов деревянных одноэтажных грязных лавок, резко противоречащих красивым зданиям, окружающим его. По новому плану эти корпуса назначены к сломке, а на месте их предположено выстроить каменные».

Рынок действительно был снесен в 1860-е годы, поэтому, возможно, П.П. Верещагин создавал свою картину по более ранним зарисовкам.

Давайте и мы сравним две картины, написанные с разницей в пять лет. Что в них общего, а чем они отличаются?

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons