Нижний Новгород в картинах художников. Иван Шишкин и Андрей Карелин
В Нижнем Новгороде середины XIX в. было шесть прудов. Самым древним считался Черный, известный еще с 1621 года… Рубрику «Нижний Новгород в картинах художников» продолжает «Павильон на Черном пруду» – совместная работа двух блестящих мастеров – фотохудожника Андрея Осиповича Карелина (1837-1903) и живописца Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898).
Несколько слов о художниках – и о том, как их судьба была связана с Нижним Новгородом…
Андрей Карелин – фотограф, живописец, коллекционер, педагог. Родился в 1837 г. в Тамбовской губернии в крестьянской семье. С 1837 года учился в Академии Художеств. В 1866 году приехал в Нижний Новгород – и связал с ним свою жизнь и деятельность на долгих 40 лет.
Карелин владел фотографическим павильоном на Нижегородской ярмарке, мастерскими «Фотография и живопись». Достиг выдающихся успехов в области фотографии. Многократно принимал участие в международных выставках, где был награжден дипломами и медалями.
Иван Шишкин – живописец-пейзажист, рисовальщик, гравер- офортист, литограф. Летом 1870 г. приехал в Нижний Новгород для сотрудничества с А.О. Карелиным по созданию альбома «Нижний Новгород». “Героем” одной из работ стал павильон на Черном пруду.
…В середине XIX века в Нижнем Новгороде, по свидетельствам историка Н.И. Храмцовского, было шесть прудов:
- Черный – между улицами Алексеевской, Осыпной и Ошарской
- Острожный – близ тюремного замка
- Звездин – в Ковалихинской осыпи
- Петропавловский – у новой Петропавловской улицы
- Покровский – близ Покровской дамбы
- Мироносицкий – у церкви Жен Мироносиц, –
Самым древним был Черный пруд, который также именовался Поганым, поскольку служил местом стока весенней и дождевой воды, вместе с сором и грязью с окрестных улиц.
Николаевские преобразования города середины 1830-х гг. затронули Черный пруд: берега были благоустроены и обсажены деревьями, пруд иллюминирован и огражден железной решеткой.
«От Осыпной почти до Дворянской все пространство занимает решетка сада, более известного под названием Черного пруда: самый пруд находится в середине сада», – пишет Храмцовский.
Черный пруд, вокруг которого был разбит Чернопрудский сад, манил к себе нижегородцев, не избалованных многообразием увеселений в провинциальном городе. На берегу водоема был выстроен павильон и лодочная станция. Катание на лодках было одним из любимых способов времяпрепровождения нижегородцев.
Зимой и для молодежи, и для людей постарше развлечением служил каток, устроенный на льду пруда. Опытные конькобежцы демонстрировали здесь свое искусство, выделывая изящные и рискованные пируэты.
В начале XX века пруд засыпали. С тех пор и до настоящего времени на его месте находится сквер, а тот факт, что когда-то здесь расстилалась водная гладь, отражается лишь в названии трамвайной остановки – «Черный пруд».
Литература:
Андрей Осипович Карелин :творч. наследие нижегор. худож. и фотографа / авт.-сост. А. А. Семенов, М. М. Хорев ; авт. вступ. ст. и введ. к разд. В. А. Филиппов ; пер. на англ. яз. В. В. Сдобникова, А. В. Селяева. – Нижний Новгород : Арника, 1994. – 288 с. : ил., фот.
Андрей Карелин, 1837-1906. Мастер светописи / [авт. вступ. ст. Т.Г. Сабурова ; сост.: Т.Г. Сабурова, Е.З. Багдасарова]. – Москва : АРТ-РОДНИК, cop. 2012. – 95, [1] с. : ил. – (Фотографическое наследие).