ЗЕМЛЯ МОИХ ОТЦОВ И ДЕДОВ
Положение конкурса
«ЗЕМЛЯ МОИХ ОТЦОВ И ДЕДОВ»
областной литературно-творческий исследовательский конкурс для детей и подростков
История народа —
это не история территории, а история культуры.
В. Я. Лакшин
Современному молодому поколению очень важно чувствовать нравственную опору, ощущать свои корни. Это дом, семья, семейные обычаи, история. Если дети и подростки не будут интересоваться своим прошлым, историей народных традиций, обрядов, ремёсел, мы, взрослые, не сможем утвердить в их сознании нравственные ценности.
Необходимость вернуться к своим корням появляется у каждого, кто хочет знать, откуда мы вышли, во имя чего и куда идём. Воссоздать прошлое можно не только по фактам и событиям истории страны, но и по течению будничной жизни наших предков. Она была тесно связана с повседневным трудом, с окружающим миром. Обо всём этом веками создавались мудрые пословицы и поговорки, загадки, весёлые и грустные народные обрядовые песни, былины, сказки. Во всём этом — история России и жизнь народов, населяющих её. Знать это — значит, знать историю. Утратить — потерять себя.
Нижегородская государственная областная детская библиотека имени Т. А. Мавриной проводит областной литературно-творческий конкурс для детей и подростков «Земля моих отцов и дедов» (Далее — Конкурс). Конкурс проводится в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
ЦЕЛЬ
Воспитание у юных россиян уважительного отношения к своим историческим и культурным корням.
ЗАДАЧИ
- приобщить детей к чтению историко-краеведческой литературы;
- развивать творческое мышление и стимулировать исследовательскую активность детей;
- сформировать у детей патриотическое сознание, чувство верности своей малой родине;
- раскрыть ресурсы и информационные возможности библиотек.
НОМИНАЦИИ
Номинация № 1 «И нравы, и язык, и старина святая…»
Варианты заданий на выбор
ВАРИАНТ 1 «Один день в семье моего прапрадедушки».
Представьте, что вы перенеслись во времени на 100, 200, 300 лет назад и провели один день в семье своих далёких предков. Расскажите, как прошёл этот день, что вы делали, о чём говорили, с кем общались, какие блюда были на вашем столе. Своё «путешествие» вы можете описать в прозаической или поэтической форме, представить в виде ролика, комикса, театрализации и т.д.
ВАРИАНТ 2 «Бабушкины забавы».
Вам трудно это представить, но были времена, когда в обычных семьях не было не только интернета, но и телевизора, радио и даже книг. Простые люди и читать-то не умели. Чем же они занимались в свободное время? Во что играли дети, как развлекались?
Изучите источники, выберите 2-3 забавы, которые вам понравились больше всего, попробуйте поиграть так с друзьями, родителями. Снимите это на видео и пришлите на конкурс.
ВАРИАНТ 3 «Имя дома твоего».
Разработайте экскурсию по дому (или даже целому подворью) любого народа России. Форма представления экскурсии: видеоролик или презентация.
Номинация № 2 «Малый уголок великой России»
Варианты заданий на выбор
ВАРИАНТ 1 «Живые родники».
Составьте литературно-художественный альбом «Живые родники». Расскажите о почитаемых местах вашего района (ключи, родники, озера, рощи и др.). Поместите в альбом легенды, поверья, предания, описание примет, связанных с этими местами.
ВАРИАНТ 2 «Хранители».
Составьте «Духовную родословную края», в которую соберите сведения о писателях, поэтах, книголюбах, просветителях вашего района, села, города.
ВАРИАНТ 3 «Диво дивное».
Составьте альбом-коллекцию о народном прикладном искусстве и мастерах народных промыслов вашего района. Соберите сведения о судьбе этих людей. Расскажите, в каком состоянии находится народный промысел сейчас.
Форма представления материала во всех заданиях произвольная.
Номинация № 3 «Бесценные сокровища народной культуры»
Варианты заданий на выбор
ВАРИАНТ 1 «В крылатом слове — окрылённая истина».
Расскажите о пословицах, поговорках, которые часто используются в вашей семье. Как вы понимаете их смысл? Форма представления материала произвольная.
ВАРИАНТ 2 «Где песня поётся, там счастливо живётся».
Снимите видеоролик, в котором расскажите о вашей любимой народной песне, её истории. Исполните эту песню (или куплет из неё) сольно, с друзьями, семьёй. Продолжительность ролика: не более 5 минут.
ВАРИАНТ 3 «Народных сказок разноцветье».
ВАРИАНТ 4 «Добро, рассыпанное по страницам книг».
Создайте виртуальную выставку книг или интернет-сайтов, знакомящих с устным народным творчеством народов России.
Номинация № 4 «Язык моих предков угаснуть не может»
Варианты заданий на выбор
ВАРИАНТ 1 «Старинных слов бесценных жемчуга».
Составьте толковый словарь устаревших слов и диалектных выражений, характерных для местности, где вы проживаете. Словарь должен быть оформлен по всем правилам написания словарей (включая вступительную статью, оглавление, справочный аппарат, библиографический список использованной литературы и т.д.) и включать 20-30 слов и выражений.
ВАРИАНТ 2 «Земля людей — земля языков».
Соберите коллекцию цитат и афоризмов, посвящённых вашему родному языку.
Форма представления материала во всех заданиях произвольная.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА
Участники конкурса: дети и подростки до 15 лет, читательские семьи, любительские объединения и клубы. Участники могут представлять как индивидуальные, так и коллективные работы в одной или нескольких номинациях. Каждая работа оценивается отдельно в рамках своей номинации.
Сроки проведения: декабрь 2021 – март 2022 года.
НГОДБ формирует областную экспертную комиссию, которая оценивает представленные материалы, определяет победителей и активных участников конкурса.
Работы на конкурс принимаются до 15 февраля 2022 г. Участнику необходимо заполнить регистрационную форму по ссылке https://docs.google.com/forms/d/1NM7JICV9eFwofORhIpIKIhYCeN8C4od8E-FbYWZqqd0/edit и прислать конкурсную работу на электронную почту ngodb-omo@list.ru, тема письма: конкурс «Земля моих отцов и дедов».
Во время регистрации участники предоставляют организатору конкурса персональные данные и дают согласие на их обработку.
Организатору конкурса передаются неисключительные права на результат выполненных работ (в соответствии с номинациями). Срок: до 31.12.2022 года включительно.
Организатор конкурса оставляет за собой право использовать работы в некоммерческих целях во время онлайн- и офлайн-мероприятий библиотеки.
Свою конкурсную работу участник может опубликовать на личной странице в социальных сетях.
Работы не рецензируются и не возвращаются.
ОЦЕНКА РАБОТ И НАГРАЖДЕНИЕ
Все работы оцениваются экспертной комиссией конкурса. Победители и призёры определяются в каждой номинации. Они получают дипломы и подарки. Всем остальным вручаются сертификаты об участии.
Оргкомитет также имеет право присуждать специальные дипломы за особые качества представленных на конкурс материалов.
Кураторы работ, ставших победителями, награждаются благодарственными письмами.
Награждение победителей и активных участников конкурса состоится на областном празднике Недели детской и юношеской книги «Весенняя книгорадость» в марте 2022 г.
Критерии оценки работ
Соответствие требованиям оформления. Соблюдение авторских прав (наличие ссылок на авторов использованных аудио-, видео-, текстовых материалов). Оригинальность материала и его подачи. Раскрытие темы через личный опыт участника (выражение собственных мыслей). Качество мультимедийного компонента (видео-, аудиоматериалов, фото, анимации).
Требования к оформлению
Текстовые работы предоставляются в электронном формате. Основной шрифт — Times New Roman 14, интервал — 1, поля со всех сторон — 2 см, выравнивание по ширине, нумерация страниц сквозная (кроме титульной). Электронная презентация — не более 20 слайдов, фотографии в презентации необходимо оптимизировать (разрешение картинки 72-100 пикс/дюйм, размер картинки — не более 300 КБ).
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ наличие на каждой работе титульного листа (на видеороликах, презентациях, текстовых документах) со следующими данными: название конкурса, название работы, фамилия, имя, возраст автора, название места проживания (населенный пункт, район).
По всем вопросам можно обращаться:
Контактный телефон (831) 437-98-04, электронная почта: ngodb@list.ru
Куратор конкурса: Анастасия Александровна Черствова, ведущий методист