История одной картины. «Московский дворик»

«Отправляю вам что поприличнее…» – примерно такими словами художник сопроводил свою картину, когда посылал ее на выставку передвижников. Но так случилось, что именно этот скромный пейзаж, написанный на скорую руку, стал классическим произведением русской живописи и одной из лучших работ мастера.

В рубрике «История одной картины» – «Московский дворик» Василия Дмитриевича Поленова. Топ-7 интересных фактов!

  • В 1877 году Поленов, потомственный аристократ из Петербурга и блестящий выпускник Академии художеств, приехал в Москву. Он уже пожил в Европе в качестве «пенсионера» — так называли медалистов, для которых Академия спонсировала учебные командировки в столицы искусств.

Вена, Флоренция, Неаполь, Венеция, Мюнхен и, конечно, Париж. Когда художник вернулся в Россию, многие удивились: мол, с его-то дворянскими корнями и отцом-дипломатом можно было остаться в той же Франции. Но нет. Поленова тянет на Родину. А именно — в Москву!

Художник начал искать квартиру. И по одному из объявлений его ждало нечто большее, чем крыша над головой: он выглянул в окно и увидел тот самый пейзаж, от которого не смог оторвать глаз.

  • Поначалу это был безлюдный этюд: только зелень, белизна храма Спаса на Песках и сам воздух, ласково прогретый полуденным солнцем… Та версия «Московского дворика» была вертикальной. Но потом Поленов перевернул картину и вдохнул в нее жизнь, разбросав по холсту фигурки людей. Вот женщина несет ведро, чуть поодаль дети резвятся на траве… В своей картине Поленов отобразил уголок старой Москвы, увиденной солнечным утром, где стройная архитектурная красота церквей соседствует с повседневным бытом.
  • Работу приняли на Шестую передвижную выставку. «Московский дворик» принес художнику настоящую славу. Даже рядом с полотнами знаменитых живописцев эта картина имела большой успех, возле нее подолгу толпились зрители и восхищались: «Какие волшебные краски! Сколько света и воздуха!». Здесь жило само детство!..
  • А что же думал о своей работе сам Поленов? Он… стеснялся «Московского дворика»! Извинялся: мол, это «потерянное для искусства время».

Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не слишком ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской. Ведь их работы всегда к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдых от суеты…

Но когда «Московский дворик» приобрел знаменитый меценат Павел Третьяков для своей коллекции, это очень воодушевило художника.

  • Многие полотна художника созвучны образам произведений Ивана Тургенева. Это особое, тургеневское настроение в работах Поленова чувствовали все. Даже сам писатель!

Кстати, художник подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Тургенев в ответ — свои «Записки охотника» с дарственной надписью. Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.

  • Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор. А вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались на другой картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.
  • После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении – то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный».
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons