Бунтарка от медицины Надежда Суслова

Бунтарка от медицины, первая в России женщина-врач! Всю жизнь она сталкивалась с дискриминацией и непониманием. Чтобы получить право заниматься наукой, ей пришлось преодолеть множество препятствий…

В рубрике «Нижегородские Ученые» – Надежда Прокофьевна Суслова. Она не просто осуществила свою мечту, но и доказала: женщины могут работать наравне с мужчинами даже в такой сложной области науки.

Надежда родилась 14 сентября 1843 года в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Ее отец Прокофий Суслов был крепостным у графа Шереметева и дослужился до главноуправляющего всех графских имений. Еще до отмены крепостного права Шереметев дал Суслову, его супруге и детям вольную и поселил в Санкт-Петербурге.

Сестра – возлюбленная Достоевского

Прокофий всегда мечтал, чтобы его дочери Надежда и Аполлинария получили хорошее образование — наравне с мужчинами. Поэтому в Петербурге нанял для них учителей и гувернанток.

Сестры стали появляться в студенческих кружках и присоединились к нигилистам. Аполлинария, будущая возлюбленная Федора Достоевского, активно участвовала в политических акциях. А вот Надежда мечтала стать врачом. «…Две области привлекли моё внимание – воспитание детей и уход за больными… Я решила, что уход за больными проще, легче, доступнее, чем воспитание детской души…» – писала она в одном из писем.

Любопытно, что интерес к медицине начался у Надежды с увлечения латынью. Брат рассказал ей о языке, на котором выписывают рецепты, обучил азам и дал начальные знания по естественным наукам.

В XIX веке, когда главным предназначением женщины считались дом и семья, дочь бывшего крепостного сумела обойти запреты на получение медицинского образования и врачебную практику для женщин в России!

Учителя – Сеченов и Боткин

Надежде очень повезло с наставниками и учителями. Благодаря поддержке земляка – выдающегося физиолога Ивана Сеченова, а также В.Л. Грубера и С.П. Боткина, она стала посещать лекции в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Но диплом врача получила… в Швейцарии. Правда, и в Цюрихский университет её приняли в качестве исключения – чтобы доказать, что женщина не может справиться с программой.

Зато в Надежду верил отец: «Я верю тебе и уважаю тебя, я люблю тебя, а потому хочу твоего счастья и буду способствовать всеми доступными мне средствами исполнению твоих планов, — писал Суслов дочери. — Я знаю, что ты не пойдешь по дурной дороге, и потому благословляю тебя на все твои начинания».

На защиту диссертации Сусловой съехались европейские светила медицины, которые рукоплескали ей стоя.

Лечила бесплатно

Вернувшись в Россию, Надежда практиковала в Санкт-Петербурге, а затем переехала в родной Нижний Новгород. Здесь она жила в доме на улице Большой Солдатской (сейчас это улица Володарского), работала в родильном доме.

Надежда принимала пациентов и на дому. Не отказывала никому. Те, кто не мог заплатить за прием, получали медпомощь бесплатно. Кроме того, по выписанным доктором рецептам бедняки могли взять лекарства в одной из аптек. Счета за них оплачивала сама Суслова.

Также Надежда активно вела переговоры с владельцами фабрик, требуя улучшения условий работы для детей и женщин.

Затем она перебралась в Алушту. Там официально не принимала больных, но помогала обитателям окрестных сел и деревень, занимаясь благотворительностью.

После революции ее семья жила в тяжелейших условиях, имение ее мужа неоднократно подвергалось разграблению. Женщина, которая всегда помогала бедным, сама теперь жила в нищете. Умерла она в возрасте 74 лет.

После смерти доктора весь её медицинский инструментарий вместе с профессиональной библиотекой и лекарственными препаратами достался местным больницам – согласно её воле.

Федор Достоевский так писал о Надежде Прокофьевне: «Она твердо объявила свое желание участвовать в общем деле и приступила к нему бескорыстно и самоотверженно. В жажде высшего образования проявила серьезность, терпение и представила пример величайшего мужества».

А публицист Григорий Елисеев назвал Суслову почтенным первенцем нового женского русского мира: «Она могла бы стать своего рода знаменем эмансипации, как стала им несколько позже Софья Ковалевская. Не захотела».

Надежда Прокофьевна прожила долгую жизнь, ей удалось преодолеть все преграды на пути к своей мечте. Она стала основательницей фельдшерских курсов для женщин. Известно, что 25 её выпускниц принимали активное участие в качестве медиков в ходе русско-турецкой войны в 1887 году.

В Алуште Сусловой установлен памятник, а в Нижнем Новгороде ее именем названа улица. В скором времени планируется установить ей здесь и памятник…

Что еще почитать?

Замечательные женщины-нижегородки XIX – начала XX вв. : биобиблиогр. очерки / [авт.-сост. О. В. Григорьева]. – 2-е изд. – Нижний Новгород : Пламя, 2007. – 71 с. : ил. – (Листая страницы истории ).

Нижегородская отчина: история в лицах / [гл. ред. В. Шамшурин ; фот. В. Макаров]. – Нижний Новгород : Литера, 2007. – 209 с. : ил.

Петряев С. Меж Клио и Мельпоменой, или Интерактивная роль / С. Петряев // Провинциальная Россия. – 2016. – № 1. – С. 46-47. Небольшой штрих к биографии первой женщины-врача Н. П. Сусловой.

Ухин В. А. Люди творческой мысли : механики и конструкторы, изобретатели, географы и путешественники, авиаторы, химики, фотографы / В. А. Ухин. – Горький : Горьк. кн. изд-во, 1956. – 210 с.

Шкуркин М. П. Точка опоры : жизнь замечательных деяний / М. П. Шкуркин. – Нижний Новгород : Исток, cop. 2013. – 342, [1] с.

А ребятам из начальной школы подойдет книга:

Долгинова Е. Истории для маленьких мечтательниц : [0+] / Е. Долгинова. – Москва : Clever, cop. 2019. – 118 с. – (Истории удивительных женщин)

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons