Художник грядущего счастья и любви к человеку

«И жизнь хороша, и жить хорошо»!  Эти слова Владимира Маяковского дали название одной из его картин. Действительно, работы художника дарили уверенность в светлом будущем, а сильные и красивые герои отражали идеалы социалистического реализма — высокого морального духа, соревнований и побед.

В рубрике «АртВинегрет» – «художник грядущего счастья и любви к человеку» – Александр Александрович Дейнека.

А вы знаете, что…

* Александр родился 20 мая 1899 г. в Курске, в семье рабочего железной дороги. С детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, поступил в железнодорожное училище, но спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.

* Дейнека стал художником не сразу. После революции 1917 г. трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках.

* Был учеником к известного графика Владимира Фаворского. Сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих.

* Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. Был знаком с поэтом Владимиром Маяковским – его стихи очень вдохновляли художника.

* Как никому другому, Дейнеке удалось раскрыть богатство темы спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Много времени проводил на стадионах, где делал эскизы работ. Это помогало художнику мастерски передавать динамику и пластику атлетов в самых сложных ракурсах и движениях.

* В 1935 прошла первая персональная выставка художника в Москве, где были представлены так называемые севастопольские акварели – «Севастополь. Вечер», «Гидропланы», «Летний день», «Севастополь. У мола» – впечатления от поездки в Крым осенью 1934 года. А конечным итогом этого путешествия стала хрестоматийная работа Дейнеки «Будущие летчики». Сидящие на ступенях мальчишки, затаив дыхание, наблюдают за маневрами гидросамолетов.

* Александр Дейнека оформил обложку модного журнала Vanity Fair. Моделями для эскизов стали жители американского городка Лейк-Плэсид.

* Произведения Дейнеки военного периода – бесценный художественный документ эпохи, отразивший сущность войны. «Тяжёлым и в то же время славным периодом в моей жизни, как, вероятно, и у большинства, был период Великой Отечественной войны, признавался художник. – В эти годы я сделал, может быть, самые любимые мои вещи: «Оборона Севастополя», «Окраина Москвы»… Война помогла мне заговорить во весь голос».

Известно, что для центральной фигуры раненого матроса со связкой гранат на картине «Оборона Севастополя» ему позировала женщина-физкультурница.

* Одним из первых в СССР он стал возрождать древнее искусство мозаики и фрески. Вдохновившись в Италии монументальными работами эпохи Возрождения, в 1930-е годы он создал мозаичный цикл панно на станции метро Маяковская в Москве. Все 33 мозаики здесь обобщены одной темой – сутки нашей Родины.

* На протяжении всей жизни Дейнека преподавал изобразительное искусство. У него было много учеников, среди них Андрей Васнецов – внук Виктора Васнецова.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons