Василий Сухомлинский — учителям и родителям!

«Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир!..”
К Году Наставника и Педагога! 10 мудрых мыслей Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). В день рождения прославленного педагога листаем журнал «Родина».

«Детей покоряет влюбленность учителя в знание». Так назвала свою статью о Сухомлинском кандидат исторических наук Ольга Чагадаева. Автор уверена: мысли ученого актуальны и для современной школы.

Проверим?

Василий Александрович Сухомлинский — знаменитый советский педагог-гуманист, новатор в образовании.  Считал, что в школах мало учат настоящей жизни, а оценки по предметам лишь вредят ученикам. Сухомлинский был уверен: в первую очередь, детей нужно учить взаимоотношениям, а со старшеклассниками вести беседы о семье, любви и браке…

В статье даны 10 советов Сухомлинского, обращенных к педагогам и родителям. Познакомимся с наиболее яркими высказываниями:

* Задача школ и родителей — дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми.

* Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут, и пряник.

* Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не слиняли, не стерлись от частого произношения. Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук.

* Очень важно, чтобы детям было дорого всё, созданное старшими поколениями, всё добытое и завоеванное в тяжелой борьбе за свободу и независимость Отечества… В золотую пору детства, когда ребята особенно чувствительны и к слову, и к образу, и к душевному миру другого человека, надо донести до детских сердец всё, чем гордятся старшие поколения, рассказать о том, какой ценой завоевано счастье свободного труда.

* Важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступает та фраза его жизни, когда учителю уже нечего уже отдавать воспитанникам.

Подробнее со статьей можно познакомиться в журнале «Родина» за 2021 год №5 в Отделе литературы по краеведению и российской истории.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons