Джанни Родари: «ГРАММАТИКА ФАНТАЗИИ»

Эта книга – нечто вроде пособия, которое сможет научить взрослых тому, что иные из них разучились делать, – играть с детьми! Не поучать, не обучать, а играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. А мимоходом здесь же можно получить пару дельных советов, как заставить ребенка поесть или приучить к самостоятельности.

Что внутри этой книги? СЛОВО. С него автор и начинает свои исследования. Как камень, брошенный в пруд, слово порождает расходящиеся круги ассоциаций, воспоминаний, рифм, образов… А два встретившихся друг с другом слова – это полюса, между которыми способна возникнуть новая жизнь. Например «сова» и … «лазер» и представьте себе, что они – часть одной структуры, что они описывают одну историю: «Как – то раз ученые сделали сову с лазером вместо одного глаза, прослышала об этом баба-яга и поставила ее охранять свою избушку».

Чем сложнее сочетание, тем больше оно может подстегнуть фантазию. Так, «ученый трактат» под ироничным пером наимудрейшего сказочника превращается в увлекательную игру с научными теориями. Открытия ученых Родари подвергает экспериментальной проверке на детской аудитории, начиная с малышей, едва научившихся ходить, и заканчивая старшеклассниками.

Но все таки главное в «грамматике» Джанни Родари – не знакомство с открытиями ученых по химии или математике (хотя в такой форме это гораздо быстрее доходит!), а развитие творческих начал у детей. В частности,  “феномена” фантазии.

“Поскольку творческий ум – это «живой» ум, активный, пытливый, ищущий и находящий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ. Он чувствует себя как рыба в воде в напряженной ситуации: там, где другим мерещатся одни опасности, он способен принимать свои, ни от кого (ни от отца, ни от учителя, ни от сверстников) не зависящие решения…

Все эти качества проявляются только в процессе творчества. Не зря эту книжку рекомендуют для прочтения во время учебы в театральных вузах!

Но главный совет, который дает здесь наш сказочник, таков: чтобы подхлестнуть фантазию, найдите оппозицию или создайте ее. Сочините вместе с ребенком свою новую сказку на ночь!

Юлия Кубарева, сотрудник Информационного центра НГОДБ

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons