РУССКИЙ РОДЕН – СТЕПАН ЭРЬЗЯ

Во время Первой мировой он делал для раненых протезы носов из каучука. Один из пациентов чуть было не убил скульптора! Зимой на лютом морозе лицо инвалида покраснело, а каучуковый нос при этом остался белым, что привело солдата в дикую ярость!..

В рубрике «АртВинегрет» -«русский Роден», скульптор, приручивший загадочную древесину кебрачо, один  из самых удивительных мастеров—модернистовСтепан Дмитриевич  Эрьзя.

А вы знаете, что…

  • Настоящая фамилия  скульптора –  Нефедов. Эрьзя –  творческий псевдоним, который отражает  его принадлежность к этнической группе «эрзя» в составе мордовских народов. Степан Дмитриевич  писал это слово так, как оно произносилось– мягко,эрьзя. Так оно и закрепилось в написании псевдонима скульптора.
  • В доме Нефедовых часто звучали мордовские народные песни, легенды, сказания, герои которых потом так интересно воплотятся в произведениях скульптора. Мальчик из крестьянской семьи после окончания церковно-приходской школы получил первые уроки в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей.

В 1901 году, практически не владея русским языком, Эрьзя отправился в Москву. Отучившись год в Строгановском училище на вечерних рисовальных классах, Степан Дмитриевич смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

  • Мировая слава пришла к мордовскому мастеру после Международной выставки в Венеции 1909 года.А с 1927 по 1950 год скульптор работал в Аргентине. Эмиграция затянулась почти на четверть века. Там он и нашел свой любимый материал – сверхпрочные сорта южноамериканской древесины – альгарробо, урундай, кебрачо (от исп. quiebra-hacha — «ломать топор») – из которых создал большую часть своих скульптур.

Они прославили Степана Эрьзю на весь мир. Мастер был первым, кто решился попробовать кебрачо как скульптурный материал. А знаете, как он капризен и непредсказуем в работе? Резцы и молоток тут не помогут – дерево дает сколы, нужна специальная техника. И Эрьзя придумал особую технику обработки – сконструировал бормашину для обработки дерева.

Кстати, огромный запас редкой древесины, привезенный скульптором с собой в Москву, так и не был никем израсходован. Не понадобился…

 

  • Скульптор создал серию портретов выдающихся  деятелей различных эпох – Бетховена, Лев Толстой, Александр Невский.С Толстым Эрьзя  посчастливилось встретиться лично. Скульптор и писатель вместе пили чай, беседовали об искусстве. Когда  Степан Дмитриевич попросил  у писателя разрешения сделать набросок из глины, тот согласился. Так были выполнены два портрета Толстого: парижский – из камня и  аргентинский – из дерева.
  • В 1954 на Кузнецком Мосту в Москве открыли персональную выставку скульптора.   Люди стояли утро и ночь, чтобы попасть на нее! А Русский музей в Ленинграде купил три работы Степана Дмитриевича.
  • Большое место в творчестве скульптора занимает тема женских образов, портреты женщин  разных стран и национальностей.  Здесь  норвежки,  монголки, индуски, казашки и многие другие.
  • Степан Эрьзя редко продавал свои скульптуры. Основная  часть работ сосредоточена на  родине, в Мордовии,  духовную связь с которой он не прерывал всю жизнь.
  • Эрьзя видел красоту в самом дереве, в переплетении корней, изящных изгибах, созданных природой,  и помогал нам увидеть эту красоту.Его искусство проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своем маленьком народе и продолжал горячо любить его.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons