«НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ – РЕЧЬ!»
Визуально – игровая инсталляция в отделе художественной книги.
В отделе художественной книги «лидерцы» знакомились с тем, как устроен речевой процесс, которым руководит головной мозг человека.
Человек не хранит в своей памяти слова целиком. Человек хранит только морфемные элементы, которые затем « склеивает», чтобы получить слова.
Как это происходит?
- сначала у человека возникает мотив что-то сказать
- затем программируется высказывание
- конструируется лексически и синтаксически
- внутренне проговаривается
- и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение.
Понять слово – не значит просто вспомнить его значение. Это еще и выбор из различных связей данного слова с другими словами. Когда мы говорим, то кодируем свою и декодируем чужую речь.
Иллюстрируют сложные процессы организации нашей речи игровые моменты тренинга «Раскодировка».
Например, попробуйте спрогнозировать на основе частичной информации, как будет звучать фраза в двух случаях, если мы подставим в предложение разные пропущенные буквы:
О…ёл ле..ал средь …орных …уч.
О..ёл ле…ал средь …орных …уч.
- Орел летал средь горных круч
- Осел лежал средь сорных куч
В качестве разминки можно попробовать свои силы в составлении анаграмм:
Апалот, рукинос, отаткел, ковшер, упечах, некосир, кихенат т.д.
Или попробовать прочитать зеркальные словосочетания, где в левом столбике слова написаны правильно, а в правом – наоборот:
Желтое околбя
Провоз ястичм
Желтая акчобаб
Красивая анишам
Мышь тищип
Интересны стихотворные двустишия, содержащие провокационные моменты для мозга. В них последнее слово тоже читается зеркально, но наш мозг стремится вначале задания подставлять слова в рифму и лишь потом адаптируется к правилам выполнения задания.
Знает весь давно уж мир –
Все ведут дороги …
Станешь ты привычки раб,
Если ходишь в винный …
Будет в доме страшный мор,
Если пить ты станешь …
Мне вчера приснился кит –
И теперь замучил…
Если очень много кур,
Их кормить не хватит…