Лилипут, барабанщик, марионетка… Кто был прототипом Пиноккио?

А вы знаете, что сегодня День рождения Пиноккио? Ровно 140 лет назад, 7 июня 1881 года, в Риме была напечатана сказка о неунывающем деревянном мальчике!

Многие уверены: Пиноккио – плод фантазии автора. Однако у литературного героя был прототип – лилипут, барабанщик, марионетка – человек с деревянными протезами и деревянным носом…  Известно об этом стало совсем недавно –20 лет назад. Давайте проведем литературное расследование!

… Эта история началась в 2001 году. Группа американских и итальянских археологов проводила раскопки недалеко от Флоренции и Пизы, где и похоронен автор «Пиноккио» Карло Лоренцини (Коллоди). Постояв у могилы знаменитого сказочника, ученые уже собрались уходить, как вдруг заметили надгробную плиту: «Пиноккио Санчес, 1790–1834». Неужели Пиноккио жил на самом деле или же это просто странное совпадение? Археологи не могли пройти мимо этой загадки!

Решено было провести эксгумацию, для чего был приглашен авторитетный хирург Джефри Фикшн. Результаты поразили! Санчес на самом деле оказался наполовину деревянным — деревянные протезы вместо ног и деревянная вставка вместо носа… На одном из протезов обнаружили клеймо мастера Карло Бестульджи.

Впрочем, до внятного объяснения истории одного из самых популярных литературных героев было еще далеко. Расследование продолжалось. Нашлись чудом уцелевшие церковные записи. Потянув за эту ниточку, исследователям удалось восстановить историю предполагаемого прототипа деревянного человечка.

«Сосновый орешек»

Младенца, появившегося на свет в 1790 году в небогатой семье Санчесов, нарекли Пиноккио (на тосканском диалекте – «сосновый орешек»). Он ничем не отличался от ровесников, вот только рос плоховато. Вскоре пришлось признать: Пиноккио — лилипут. Однако он все-таки пошел на войну, которую Италия тогда вела за свою независимость, и в 18 лет стал полковым барабанщиком.

Война для Санчеса растянулась на 15 лет, но долгожданная встреча с родной Флоренцией радостью не стала — домой он вернулся калекой. Грустно подумать, как бы безногий лилипут коротал свои дни… Однако на помощь пришел случай, который свел его с чудо-медиком Карло Бестульджи. Ходили слухи, что эскулап продал душу дьяволу, но бывшему барабанщику было нечего терять: он с радостью согласился на эксперименты со своим телом.

Бестульджи сделал пациенту деревянные протезы ног и даже деревянную вставку для носа. Не было бы счастья, да несчастье помогло! С тех пор Санчес, походивший на живую марионетку, стал звездой цирка и собирал на ярмарках толпы любопытных, желавших посмотреть на деревянное чудо. Но однажды во время выполнения трюка он совершил ошибку, сорвался с высоты и разбился…

«В нашем роду не принято уничтожать письма…»

Однако эта история никак не объясняла связи между писателем Карло Коллоди и лилипутом Пиноккио Санчесом. Ученые продолжали изучать архивы, черновики рукописей. И однажды к ним в гостиницу, сияя как медный таз, пришел корреспондент местной газеты. Он протянул листок, на котором было написано: «Я — потомок кузины Карло Лоренцини. В нашем роду не принято уничтожать письма… Прочитав статью, я понял: то, что ученые ищут, находится у меня».

Археологи немедленно откликнулись на приглашение. Действительно, в семейном архиве Лоренцини обнаружилось письмо Коллоди: «Дорогая кузина, ты спрашиваешь меня о ближайших планах. В прошлом послании я сообщал тебе об этом несчастном и очень мужественном человеке — Пиноккио Санчесе. Очень хочу о нем написать. Сначала думал сотворить серьезный роман. Но почему-то начал делать сказку для детей. Почему сказку — сам не пойму. Ведь жизнь Пиноккио была трагичной, а не сказочной. Во что это в конце концов выльется, не знаю…»

Экспертиза подтвердила подлинность письма Коллоди, тем самым обозначив прямую связь между деревянной сказочной куклой и флорентийцем Санчесом!

Пиноккио и Буратино

Нельзя не упомянуть и про российский след Пиноккио. В 1936 году писатель Алексей Толстой  предложил свою версию сказки, назвав ее «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В его пересказе книга подверглась серьёзной трансформации. Изменился образ главного героя, появились новые персонажи.

Буратино сразу полюбился советским читателям и стал одним из символов национальной культуры – героем множества фильмов, спектаклей, фразеологизмов,  анекдотов и даже… популярной маркой советского лимонада!

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons