ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ – ЭТО НЕ КВАДРАТ!

Говорим Малевич – подразумеваем черный квадрат!.. В историю этот художник  вошел, как автор одной из самых провокационных картин. Но в его жизни было не меньше интересных историй.

О том, как Казимир женился на Казимире, придумал невесомость и причем тут граненый стакан? В рубрике «АртВинегрет» – Казимир Малевич.

А знаете ли вы, что…

  • Малевич  родился в семье управляющего сахароваренным заводом и был старшим из 14 (!) братьев и сестер.
  • Он всегда вдохновлялся народным творчеством и своими первыми учителями искусства называл обычных крестьянок. Присмотритесь к народной вышивке – вот оно, начало супрематизма! Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич:  орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне.
  • Первая работа, на которую устроился Малевич –  чертежник  в Управление железных дорог. Это было банально, приземлено для него – но зато денежно. Хотя этой работой он очень тяготился.
  • Женой художника стала дочь фельдшера, которую тоже звали Казимирой. Но семейная идиллия быстро разрушилась: жена требовала денег, Малевич хотел рисовать, но ничего на этом не зарабатывал. Рождение детей ситуацию усугубило, и в какой-то момент художник собрал вещи и рванул в Москву.
  • Вступительные экзамены в Московское училище живописи он провалил. Трижды! Писал картины, которые никто не покупал. Голодал и бедствовал. Спасла его мать: переехала в Москву и устроилась заведующей столовой. Теперь у Малевича была гарантированная тарелка супа каждый день.
  • Начинал Малевич в обычной, классической манере и лишь со временем  перешел к экспериментам. Новое направление, которое он придумал, называется  «супрематизм». От «supremus» – самый высокий. Сначала «высоким» Малевич называл цвет (ведь цвет – главное в живописи). А затем, с приходом популярности – свой стиль. Мог себе позволить!
  • Первое название знаменитого «Черного квадрата» – «Черный четырехугольник на белом фоне». Действительно, «Черный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.
  • Черные квадраты изображали и до Малевича. Аналогичные работы были у Роберта Фладда, Альфонса Алле, Гюстава Доре. Но известности они не получили.
  • Помимо картин, Малевич создавал эскизы тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием того же супрематизма: черные, красные, синие и зеленые фигуры на белом фоне.

Также он рисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино.

  • Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный»,  придумал его по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон по форме – как ледяная гора. А сверху колпачок в виде медведя.
  • Привычное нам слово «невесомость» придумал именно Малевич. Невесомость у него означала идеал. А вес – это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз.
  • У художника существовал определенный ритуал работы. Нанося краски, он напевал один и тот же мотив: «Тумба-тумба, тумба-тумба…» Он состоял из 4 нот: до-до — ре-ре — ля-ля — до-до
  • В Революцию Казимир открыто примкнул к большевикам, заявив о поддержке нового устройства общества. И попал в обойму партии. Занимал важные посты в Наркомате просвещения. Ему, одному из немногих, разрешали устраивать выставки за границей. После одной из таких экспозиций в Берлине его арестовали по подозрению в шпионаже. Но через месяц отпустили с извинениями.
  • В заключение он попадал еще один раз – за антисоветскую пропаганду. Отбывая  три месяца в «Крестах»,  он обратил внимание на неудобные стаканы из тонкого стекла. Стоило сжать их рукой – и они лопались. Выйдя из заключения, он предложил скульптору Вере Мухиной усовершенствовать форму стакана, добавив к нему грани. Идея оказалась настолько успешной, что граненые стаканы запустили в массовое производство.
  • Художник ушел из жизни в 1935 году. Он завещал ученикам похоронить его в гробу в форме креста, чтобы руки были раскинуты в стороны.

Завет не выполнили. Тело кремировали, а урну захоронили под деревом близ поселка Немчиновка.  В войну место захоронения затерялось, и было вновь установлено только в 1988 году. Энтузиасты увенчали могилу художника белым кубом, почему-то украшенным красным квадратом. И только в 2013 году появилась плита в виде черного квадрата.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons