ЧЕК-ЛИСТ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ ОТ ЕКАТЕРИНЫ II
Ее называли «педиатр на троне». А советы, данные императрицей, актуальны даже сейчас, 200 с лишним лет спустя! «Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей».
В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова — официального воспитателя Александра и Константина.
Её собственный сын, будущий император Павел I, воспитывался по старинке: «Он лежал в чрезвычайно жаркой комнате, во фланелевых пеленках, в кроватке, обитой мехом черных лисиц. Его покрывали одеялом из бархата и меха. Пот постоянно тек у него с лица и по всему телу, вследствие чего, когда он вырос, то простужался и заболевал от малейшего ветра. Кроме того, к нему приставили множество бестолковых старух и мамушек, которые своим излишним и неуместным усердием причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»
Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же после дворцового переворота 1862 года она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен… «У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла императрица.
В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой. Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Впрочем, с какими-то рекомендациями императрицы современные психологи поспорили бы («когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать и слезы запрещать»), но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.
Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.
Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:
- Не запрещать им играть, сколько хотят.
- Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
- Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
- Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
- Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
- Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
- Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда достойны, при свидетелях.
- К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
- Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностью.
- Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
- Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
- Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
- Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
- Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть – принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.
Источник: Екатерина II, Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина : 13 марта 1784 года: собрание русского императорского исторического общества.