Нижний Новгород в картинах художников. Луи Пьер Бишебуа

Французский  пейзажист Луи Пьер Бишебуа (1801-1850) изобразил наш город в период кардинальных градостроительных преобразований. Знакомимся с литографией «Вид Нижегородского кремля».

Пленительно поэтическое обаяние этого пейзажа! Оно находит отклик и в душе жителя Нижнего Новгорода, и в сердце приезжего гостя, впервые очарованного величественной картиной Дятловых гор и древних стен кремля…

В 1834 и 1836 гг. Нижний Новгород посетил император Николай I. «Местоположение города ему очень понравилось, и он отдал разные повеления, служившие к украшению города», – по воспоминаниям барона А.И. Дельвига – около ста распоряжений.

Поговорим о некоторых градостроительных изменениях:

Церковь Живоносного источника была основана в XVII в. Исаией, четвертым митрополитом Нижегородским. На фрагменте она показана так, будто стоит на берегу Волги.

Затем монастырь был упразднен, а церковь в начале XIX в. сгорела. В 1821 г. была освящена новая холодная каменная церковь, воссозданная силами прихожан во главе с ее священником Никитой Николаевым и старостой Петром Плотниковым. Большой вклад в строительство Живоносновской церкви внесли купцы Мичурины, отец и сыновья.

После обрушения кремлевской стены в 1839 г. церковь пришла в негодность, богослужение в ней было прекращено, источник иссяк. Попечением В.К. Мичурина были восстановлены сначала теплая церковь и бассейн в виде огромной вазы, куда струилась вода из источника, проведенного из кремлевской горы. Над бассейном была поставлена храмовая икона Божией Матери Живоносного источника, к ней жители Нижнего Новгорода имели большое почтение. Затем купец позаботился о холодном храме.

Вопрос с тем, когда была нарисована картина, почти решен. Наличие или отсутствие на картине или литографии тех или иных зданий, архитектурные детали, особенности состояния изображенных памятников нижегородского зодчества дают возможность внимательному зрителю определить дату создания подчас с точностью до года. Работа Л.П. Бишебуа традиционно датируется 1840-ми годами.

Не показаны Красные казармы, стены которых были возведены к 1844 г., а отделка корпусов закончена к 1853 г. Безусловно, художник не мог не отразить два больших здания на Нижневолжской набережной, следовательно, литография выполнена до 1844 года.

Но дворец губернатора показан уже выстроенным: начатое в 1837 году строительство были завершено к 1841 году вместе с отделкой. Площадь перед губернаторским домом выглядит просторной – значит, стоявшая около дворца Скорбященская церковь уже снесена, и это произошло в 1839 году. Видимо, рисунок для литографии был выполнен между 1839 и 1841 гг.

Единственное, что вызывает вопрос – почему художник не отобразил обелиск Минину и Пожарскому?

А что еще необычного вы заметили на этой картине?

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons