Книжный фонд и вопросы правоприменения Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Презентация

Вопросы правоприменения 436-ФЗ в библиотечной практике активно рассматривались и обсуждались неоднократно.

Отправной точкой в дискуссиях изначально было положение закона о том, что «библиотека – участник оборота и.п. и распространитель и.п.» – то есть такой же, как другие, участник процесса оборота и.п.

Но! библиотека – не киоск и не книжный магазин, где совершаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или распространение информации неопределенному кругу лиц. В ФЗ «О библиотечном деле» закреплено, что библиотека – информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов и предоставляющая их во временное пользование физическим и юридическим лицам. В отличие от распространения, предоставление информации – действия, направленные на передачу информации определенному кругу лиц. Таким образом, библиотека, предоставляя и.п. во временное пользование физическим и юридическим лицам, выполняет действия, направленные на передачу информации определенному кругу лиц – пользователям библиотеки, объединенным по конкретным идентификационным признакам (читательский билет, возраст и др.).

Иными словами, библиотека – участник оборота, но не распространитель и.п., хотя распространителями библиотеки тоже бывают, когда проводят массовые мероприятия, рассчитанные на широкий круг участников без каких-либо ограничений (выставки, лекции, чтения и др.), и не производитель и.п. (хотя в этой роли библиотека также выступает, создавая собственные информационные продукты.

Поэтому правоприменение ФЗ 436 в библиотеках необходимо рассматривать, прежде всего,  с учетом позиции «Библиотека – участник оборота».

Первое, что необходимо помнить:
  1. Действие 436-ФЗ распространяется исключительно на печатную продукцию, выпущенную в оборот с 1 сентября 2012 года.

Согласно ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле», классифицировать и маркировать информационную продукцию, поступившую в фонды до 1 сентября 2012 г., не нужно (Ст. 23 ФЗ-436: Положения части 1 статьи 12 Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (выпущенная в оборот = выпущенная издательствами).

Это положение допустимо отнести и к книгам, которые пришли в библиотеку по договорам поставки, заключенным до 1 сентября 2012 г, или по договорам поставки на книги, изданные и включенные в коммерческие каталоги до 1 сентября 2012 г.

Это прямо сказано в самом законе – ст. 23, Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Дополнительно подтверждено в Письме Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  1. Библиотека не имеет права самостоятельно проводить процедуру классификации, поскольку библиотека не распространитель и.п., то классификация в данном случае возможна только с привлечением экспертов.

Классификация и.п. (распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей) законом возложена на производителя и (или) распространителя, в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, и осуществляется ими самостоятельно.

То есть, закон четко определяет субъектов, имеющих право самостоятельно производить возрастную классификацию и.п., – производитель, распространитель, эксперты.

По закону классификация любой и.п. осуществляется до начала ее оборота (ст. 6, Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») Иными словами, издатель/производитель обязан предлагать/предоставлять распространителю/покупателю (книготорговле или напрямую библиотеке) и.п., уже прошедшую классификацию с ее результатами, указанными в сопроводительных документах.

Кроме того, маркировка знаком информационной продукции, не прошедшей обязательное подтверждение соответствия требованиям классификации, влечет ответственность за обман потребителей (ст. 14.7. КоАП РФ), а отсутствие знака – за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации (ч. 1 ст.14.8 КоАП РФ). Наказание – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, следует внимательнее подходить к содержанию договоров поставки. И непременно включать в них условие об ответственности производителя/распространителя за наличие данных о проведенной возрастной классификации, включая право библиотеки требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения Федерального закона № 436-ФЗ.

При условии четкого исполнения требований закона, любая и.п. в настоящее время должна попадать в библиотеку с результатами произведенной возрастной классификации, указанными в сопроводительных документах. Если это не так, то поставщик нарушает требование закона 436-ФЗ. И независимо от того, указано ли было в договоре поставки условие об ответственности производителя/распространителя за отсутствие результатов проведенной возрастной классификации, библиотека должна настаивать на выполнении данного требования.

Каким образом это сделать? – в договоре с распространителем (поставщиком) библиотекой должно быть сказано, что, независимо от того, промаркирована книга производителем (издательством) или нет, в сопроводительных документах распространителя (поставщика) должна быть указана маркировка каждой книги, поскольку эта ответственность возложена на производителя и(или) распространителя (см. ФЗ- 436, ст.6,ч.1, ст.12., ч.1). В договоре требуется указать также, что, если будет установлено, что маркировка произведена неправильно, затраты, которые в этой связи понесет библиотека, должны быть возмещены распространителем (поставщиком).

Изменять маркировку книги, сделанную производителем и/или распространителем, без привлечения экспертов библиотека не имеет права. Библиотеки обязаны принять результаты издательской/ книготорговой классификации или, в случае несогласия с результатом произведенной производителем классификации, инициировать проверку достоверности результатов классификации согласно закрепленной в законе процедуре:

  • проверить наличие издания в списке изданий, уже подвергшихся экспертизе (на сайте Росэкспертизы);
  • привлечь к проверке правильности маркировки платного лицензированного эксперта, обратившись в Росэкспертизу. При этом следует помнить, что эта экспертиза осуществляется аккредитованными Роскомнадзором экспертами и по закону оплачивать ее должен заказчик (Письмо Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ).
  • силами своих специалистов сделать собственную рекомендательную классификацию (в пределах своих полномочий, определенных библиотечным законодательством, Уставом, Правилами пользования библиотекой).

Комиссия по возрастной классификации в библиотеке быть обязана в любом случае, поскольку 436-ФЗ обязывает проводить классификацию для зрелищных мероприятий (массовых мероприятий), кроме того многие библиотеки производят собственную и.п., на которую также распространяются требования закона.

  1. Возрастной классификации подлежит любая художественная литература, включая и ту, которая имеет значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, хотя бы затем, чтобы определить, что это действительно так, и на нее закон не распространяет свое действие.

Вся художественная литература, изданная (т.е. пущенная в оборот) после 01.09.12 г., должная быть промаркирована производителем и/или распространителем. В работе с художественными произведениями, изданными до 01.09.12 г., нужно ориентироваться на маркировку этих изданий, вышедших после 01.09.12 г., но маркировать не обязательно. Отнесение И.П. (включая художественную литературу) к имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (и не подлежащей маркировке) – компетенция исключительно лицензированных экспертов.

  1. Знак информационной продукции в графическом и (или) текстовом виде – это обозначение читательского адреса, дополнительная характеристика назначения информационной продукции для читателей конкретной возрастной категории. Соответственно, в библиографическом описании знак информационной продукции отражают как обязательный элемент в области заглавия в сведениях, относящихся к заглавию. Эти сведения приводят в квадратных скобках или без них (если эти сведения указаны на титульной странице).
Примеры можно увидеть на слайде.

И обязательное условие – раздел 84 каталога должен быть промаркирован весь!

  1. Про 100 метров и информационную продукцию, которую следует упаковывать.

По мнению авторов Комментария к закону, сферой применения данной нормы являются магазины и киоски, специализированные отделы, реализующие печатную информационную продукцию – иными словами – распространители.

  1. Можно ли держать книги 18+ в закрытом фонде или их надо изъять из библиотеки?

Нужно, спокойнее держать в закрытом фонде. Но не забывать промаркировать каталог!

Изымать нельзя. Закон 436-ФЗ не ограничивает доступ совершеннолетних лиц к информации, способной причинить вред детям, и не регламентирует содержание информационной продукции, предназначенной для совершеннолетних граждан. В нем говорится о запрете на распространение среди детей и.п., которая содержит информацию, запрещенную для детей, и о требованиях к обороту и.п., запрещенной для детей определенного возраста.

И.п. 18+ должна быть недоступна для детей (при этом оставаясь доступной для взрослых), и обе не должны распространяться без знака информационной продукции.

То есть в общедоступных публичных библиотеках с детским отделением или без, поскольку дети могут быть их читателями, в открытом доступе не должно быть и.п. 18+ (не забывать промаркировать каталог!).

Целесообразно вывести из открытого доступа:

  • книги, которые были переизданы после 01.09.12 г. и промаркированы знаком 18+ (библиотека вправе сама промаркировать их аналогичным знаком, ориентируясь на переизданную продукцию);
  • книги, на обложках которых нанесены провоцирующие изображения, напрямую не связанные с содержанием книги, т.к. ФЗ-436 содержит определенные требования к обложкам печатной продукции).

Главное: ИП 18+ должна находиться в закрытом фонде читального зала, в подсобном фонде абонемента как общедоступной, так и детской и детско-юношеской библиотек.  Кроме того, ИП 18+ может не изыматься из фондов детских и детско-юношеских библиотек, если в числе зарегистрированных пользователей есть лица старше 18+, т.к. это нарушит их право на свободный доступ к информации; в общедоступных библиотеках в отдельных случаях возможно размещение ИП 18+ на верхних полках стеллажей.

Проверяющие (прокуроры) не имеют права по собственному усмотрению делать выводы о «правильности» или «неправильности» знака информационной продукции. 

Прокуратура имеет право проверить:

  1. Что все печатные издания, подлежащие возрастной классификации и впервые пущенные в оборот после 1 сентября 2012 года прошли эту процедуру и сведения о результатах классификации указаны в сопроводительных документах.
  2. Что в детских библиотеках (целевая аудитория которых – несовершеннолетние граждане) в открытом доступе нет изданий, промаркированных знаком 18+ (запрещенных для детей). В общедоступных публичных библиотеках (которые являются местом, доступным для несовершеннолетних) печатная продукция со знаком 18+ не стоит в открытом доступе (а в каталоге знак присутствует).
  3. Что знак информационной продукции присутствует на афишах, билетах, программках и библиографической продукции, выпущенной библиотекой

В случае если проверяющий усомнится в правильности результатов классификации, проведенной производителем (распространителем), он имеет право инициировать экспертизу, и только апеллируя к ее результатам, признать данный факт нарушением, если на сайте Роскомнадзора отсутствуют результаты экспертизы по данному произведению (Письмо Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Всем нам следует помнить о том, что 436-ФЗ не дает прокурору права производить возрастную классификацию и.п. и соответственно делать произвольные выводы о соответствии (или несоответствии) издания определенной возрастной категории. В случае наличия сомнений их имеет право разрешить только эксперт и (или) экспертная организация, аккредитованные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Эта позиция отражена в Письме Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, где говорится:

А контрольные функции, в части осуществления контроля за соответствием информационной продукции, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов возложены на Роскомнадзор (Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 859, в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.10.2012 №1100, от 02.11.2013 №988).

При подготовке ответов был использован постатейный «Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», подготовленный для системы КонсультантПлюс с использованием правовых актов по состоянию на 16 августа 2013 года», а также сведения о результатах надзорных проверок исполнения 436-ФЗ (к сожалению, достаточно разрозненные, поскольку мониторинг этих данных не организован).

Ксенофонтова Татьяна Владимировна,
зав. организационно-методическим отделом НГОДБ

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
WordPress Lessons